Текстовая версия выпуска
«Через все великие Учения проходит идея о том, что человек носит благо в себе, т.е. Высшее в Природе.
Он является в своем потенциале отражением или выражением Высшего на Земле и в других Мирах своей планеты. В Евангелии сказано прямо: "Вы боги".
Сынами Неба, Сынами Солнца, сынами различных Богов называли себя представители царствующих династий ушедших народов и даже существующих ныне.
Все та же мысль, что в человеке заключено нечто большее, чем он представляет собою в настоящий момент. Принять эту мысль можно довольно легко, но являть собою или выражать собою Высшее – нечто трудное необычайно! Легче допустить мысль, что все достижимо для человека и что пределов роста для человеческого ума не существует.
Можно представить себе людей на других, высших планетах, достигших небывалой высоты и раскрытия всех возможностей духовного существа человека.
Или представить нашу планету через миллионы лет и ступень развития её человечества. Предела нет ни в чём, ибо мы живём в Беспредельности, и высоты, назначенные Космосом для человечества, своими возможностями превышают всякое человеческое воображение. Но они достижимы и достигнуты будут» (Грани Агни Йоги, II, §68).
Несколько слов о среде обитания земного человека – о трех Мирах, в которых он живёт и из материй которых построены его принципы. Реально существуют в Солнечной системе Семь Миров, говорит нам Древняя Мудрость на страницах "Тайной Доктрины".
О четырёх Высших Мирах сведений земному человеку ещё не дано, так как по уровню развития сознания они пока не доступны пониманию землян.
Мы носим в себе божественную частицу – Монаду (Атма и Буддхи).
…Атма – т.е. Вселенский Дух, дающий потенциальное стремление к беспредельному творчеству.
…Буддхи – т.е. Вселенская Материя, божественная душа, зовущая личность человека к жертвенной, высшей Любви. Стремление к Ней заложено в каждом человеке, но проявляется как высокое духовное качество только у очень немногих людей.
Эти две божественные частицы оживотворяют собою все формы жизни всех царств Природы нашей Земли, что свидетельствует о беспредельных потенциальных возможностях эволюции всего Сущего.
Развитие и жизнь земного человека на современном этапе его эволюционного пути проходит в трёх Мирах своей планеты:
– …в проявленном Физическом Мире, который основная невежественная масса людей считает коротким единственным пристанищем между рождением и смертью;
– …в Тонком Мире, в мире эмоций, чувств и желаний;
– …в Ментальном Мире, в мире мысли, высоты которого касаются Огненного Мира.
Наука давно решила, что необходимым условием жизни есть движение. Учение «Живая Этика», данное землянам Великими Строителями Солнечной системы, углубляя и расширяя наши понятия об окружающем мире, утверждает, что движение во всех разновидностях Материи (в Учении оно называется вибрациями) ускоряется с утончением Материи. То есть, материя Мира Тонкого более утончена по сравнению с Миром Физическим и вибрирует с большой частотой и быстротой, но несравненно ещё более утончена материя Мира Ментального и особенно Мира Огненного.
Материя каждого из Космических Миров имеет свои внутренние градации по тому же семи-плановому принципу. Если обратиться к наиболее изученному наукой Миру Физическому, то семь состояний его материи (от самого грубого до наиболее тонкого) можно расположить таким образом: твердое, жидкое, газообразное и четыре эфирных состояния: тепловое, световое, электромагнитное и состояние первичных атомов (плазма).
Все построения элементов каждой разновидности Материи любого из Миров, включая наш физический, есть разные комбинации первичных атомов. Вибрации и магнетизм – основа всех связей Космоса. "Сообразно свойствам вибраций, привлекается тот или другой вид Материи: так, более тонкая материя отвечает на более быстрые вибрации и получает под их влиянием определенную форму; более грубая материя отвечает на более медленные вибрации совершенно так же, как струна прозвучит тою же нотою, т.е. данным числом колебаний, в ответ на ноту, изданную струной одинаковой с ней длины и напряжения, но она же останется немой среди целого хора нот, произведенных несоответствующими струнами. То же самое и относительно различных родов Материи, которые все отвечают лишь на соответствующие каждому роду вибрации" (А.Безант, «Древняя Мудрость»).
Законы вибрации и магнетизма лежат в основе построения оболочек-тел человека.
Монада, бессмертная часть, которая у человека за период его разумного существования (более 18 миллионов лет – начиная от середины Третьей Коренной Расы) развила некоторые накопления разума в своём Пятом принципе. У основной массы людей пока развита лишь низшая часть Пятого принципа, т.е. интеллект. Накопления в Пятом принципе у каждого из нас очень разные. Человечество подобно пирамиде, вершина которой уходит в Небо и сияет редкими звездами гениев и талантов, а низ представляет как бы углубленную часть, где влачат жалкое животно-подобное существование различные подонки сорные. Такой разброс уровней сознания в человеческом обществе не может (или не хочет) объяснить современная евро-наука Запада. Очень большие «знатоки» генетики не могут понять, почему гениальность не наследуема, почему у гения часто нет детей, а если и есть, то они не имеют признаков гениальности. Отвечают на эти вопросы только Космические Законы, открытые землянам в Учении «Живая Этика», в «Тайной Доктрине», в «Письмах МАХАТМ», в Учении Храма, в трудах Рерихов и Блаватской, а также в работах Их учеников.
Все накопления из жизни в жизнь несёт в себе бессмертная часть человека – зерно его духа, вечная Индивидуальность. Когда человек плодотворно трудится в каждой своей жизни, его многообразные способности усиливаются, превращаясь в таланты и способности. Человек меняет физические формы, меняет разные тела, получая их от разных родителей, в разных расах, народностях и странах, чтобы всё более развивать в себе способность мыслить, творить и любить. Редко люди идут в эволюции направленно, как стрела. У основной массы человечества это путь падений и восхождений, достижений и ошибок. Определённая часть людей, впавши в лень и отупение, уже давно не развивается. Их Пятый принцип, который своими накоплениями должен удерживать Шестой и Седьмой в связи с низшими оболочками, с личностью – он почти пуст. У людей бездуховных, на определенных этапах их бесцельных существований, связь с Высшими принципами нарушается, происходит разобщение принципов и гибель индивидуальности.
Как же происходит развитие такого важного для человека Пятого принципа? Придётся обратиться к прошлому человека, к периоду формирования астрального тела, тела примитивных чувств у животных лунной планетной цепи. Представить себе вид их очень трудно, но Е.И.Рерих (Матерь Агни Йоги) писала, что люди бы ужаснулись, увидев клише (формы) первых лунных животных.
Формирование астрального тела идёт по аналогии с таковым в низших царствах Природы на Земле. На форму минерала, заключающую Монаду (Атма и Буддхи), веками воздействуют попеременно то жара, то холод, то влага, то солнце, разрушая за тысячелетия форму и освобождая Монаду с накопленной памятью этих переживаний.
Информация определенных ощущений и чувствительности минерального царства в современной науке бытует под понятием "усталости" металлов.
Проходят громадные интервалы времени, и далее Монада оживотворяет собой различные формы растительного мира. Растение более пластично реагирует на изменения в окружающей среде, накапливая ещё больше памяти ощущений и чувств в своём формирующемся астральном теле, состоящем из материи самых низших грубых подразделений Тонкого Мира.
Во время существования в Физическом Мире, кроме физического тела, которое состоит из трех низших состояний материи (твердого, жидкого и газообразного), представители всех царств Природы, включая человека, имеют эфирные двойники, построенные из четырёх эфирных материй. Назначение эфирных двойников – воспринимать и передавать физическому и тонкому телам энерго-вибрации эфирного тела Земли, излучения Солнца и планет.
"Игра жизненных токов в эфирных двойниках минералов, растений и животных вызвала из скрытого, пассивного состояния в явное – астральную материю, входящую в состав их атомов и молекул. Эти жизненные токи вызвали дрожь жизни – хотя и в чрезвычайно слабой степени – в минералах, а Монада формы, проявляя свою организующую силу, вносила в них материалы из астрального мира, которые и послужили для построения духами природы зачатков минерального астрального тела. В растительном царстве астральные тела уже несколько более организованы, и их характерная способность "чувствования" начинает уже понемногу проявляться. Тупые и расплывчатые ощущения благоденствия или неблагополучия замечаются у большинства растений, как последствие возрастающей деятельности астрального тела. Они смутно радуются воздуху, дождю, солнечному свету и жадно ищут его, сторонясь в то же время инстинктивно вредных условий. Некоторые растения ищут света, некоторые же – темноты; они отвечают на раздражения и приспособляются к внешним условиям, а некоторые ясно выказывают чувство осязания.
В животном царстве астральное тело значительно более развито, оно достигает в высших видах животного царства настолько определенной организации, что в состоянии существовать некоторое время и после смерти физического тела и вести свое независимое существование в астральной сфере" (А.Безант, «Древняя Мудрость»).
У животных, особенно высших, астральное тело вполне сформировано. Более того, близкие к человеку животные выявляют удивительные свойства, свидетельствующие о началах разумности.
Что же все-таки отличает самое разумное животное от самого неразумного человека? Это воля и мысль!.. Животное находится под руководством своего Группового Духа, человек же предоставляется, с момента получения искры Разума, самому себе. Главное свойство мыслительной деятельности – это анализ и синтез, который выливается в логическое предвидение результата. У конкретного животного этого ещё нет, зато большой набор этих способностей есть у его Группового Духа. Элементы ментальной материи в виде формирования зачатков низшей ментальной оболочки у высших животных уже имеются.
Формирование человека-мыслителя идёт от грубо-астрального чувственного человека, через страдания и радости, которые откладываются в его тонких структурах, чтобы стать отправным моментом для начала мыслительной деятельности – сравнения и различения.
Астральное тело (т.е. оболочка животных эмоций и низменных желаний) у неразвитого человека состоит по преимуществу из наиболее грубых материй Тонкого Мира, и его деятельность, подобно таковой в низших царствах природы, вызывается острыми обстоятельствами и грубыми воздействиями физического мира. Побуждения внутренние, за исключением физиологических, ещё отсутствуют, поскольку ум, как у младенца, ещё спит. Чтобы возникли вибрации в астральном теле человека и, чтобы звучание их достигло слабо-развитой ментальной оболочки ума, нужны очень бурные удары плотской жизни. Самые грубые страсти, шумные удовольствия, гнев, боль, ужас, громкая музыка и демонические танцы сексуальной направленности – все это производит вихри в психо-астральном теле низко-развитого субъекта, что, в свою очередь, передаётся в виде слабых вибраций на ментальную оболочку ума. Там оно отражается в виде мыслеобразов памяти и разных картин – одни из них хочется повторить – они приятны, а других нужно избегать – они вызывают боль и страдание. Это и есть начало формирования мыслительной деятельности.
У неразвитого человека есть масса низменных желаний, страсти к чувственным наслаждениям, расчётливая жестокость, не свойственная даже животному миру Земли.
В чём лежит разгадка вопроса, который мучает многих: почему некоторые люди более жестоки, чем земные животные?
Разгадка в том, что животное царство Луны, где земной человек проходил свою животную эволюцию, было более примитивно, жестоко, грубо и менее развито, чем животное царство Земли. Малоразвитые земляне, к тому же, ещё только начали учиться быть людьми, и их небольшие накопления в ментальном теле в виде мысле-образов низменных удовольствий стимулируют повторение неблаговидных действий, но пока что без учёта последствий. Воля, как внутреннее побуждение, себя ещё не проявляет у них, её место занимают низменные эгоистические желания.
Не поэтому ли Христос сказал: «Не судите…» (этих, без-умных). Отрицательные следствия низменных поступков постепенно будут уложены в память младенческого ментального тела и станут зачатком того волевого принципа, который удерживает нравственного человека от злых поступков и представляет собою рождающуюся нравственную категорию, т.е. совесть.
Все мы когда-то проходили подобную животную грубо-астральную школу, ибо другого пути нет. Совершенствование тонкой и ментальной оболочки земного человека идёт по пути утончения своих энерго-вибраций.
Тонкое и ментальное тело низко-развитого человека особенно легко поддаётся дурным влияниям. При попадании в порочную среду, которая притягивает к себе из низших отделов Тонкого Мира материю самых низких вибраций, в оболочках такого человека быстро и легко замещается ею небольшое количество высоко-вибрирующей материи.
И наоборот – человек низкого уровня развития трудно поддаётся положительным влияниям, так как в его оболочках сильна инерция материи низко-вибрирующей, и нейтрализация её – дело трудное. На этом основан весь воспитательный процесс. Низменное окружение опасно даже для развитых людей. Низко-развитые люди могут прогрессировать только в доброкачественном, культурном окружении.
Проходили миллионы лет, пока из неразвитой человеческой массы выделились люди среднего уровня развития и особые труженики, т.е. высоко-духовные индивидуальности.
Тонкая и ментальная оболочки человека среднего уровня уже хорошо развиты – они имеют в себе более утонченные материи Тонкого и Ментального Миров.
Внутренний мир такого человека является полем битвы между личными животными желаниями, в плену у которых он был прежде, и возросшими умственными силами – основой для формирования совести и воли.
Много опыта из прежних жизней уложил в свою сокровищницу, в зерно своего Духа, человек высоко-духовный. Он прошел, и детство личных страстей, и битву страстей с совестью. Всё одолел и, помня всё, сострадает каждому человеку на трудных путях восхождения к высоким сферам жизни – он каждому готов оказать духовную помощь и поддержку.
Люди высоко-духовные, талантливые, гениальные – это всегда великие труженики.
Великими их сделал творческий высоко-качественный труд. Именно он – ритмичный, любимый, творческий труд делает их сотрудниками Сил Света Земли и Солнечной системы.
Жизнь человека, ритмично чередуясь, протекает в трёх Мирах своей планеты.
При развоплощении, или т.н. смерти, разлагаются и усваиваются Природой Земли физическое тело и эфирный энерго-двойник. Прана, или жизненная энергия, уходит в планетарный резервуар энергий. Высшие три принципа, облачённые в тонкую оболочку, покидают физический Мир. Надо помнить, что сущность человека не меняется после его плотской смерти. Кем был он на Земле, тем останется и в Надземных Мирах. На Земле человек – сеятель в сфере чувств и мыслей, он сеет причины, а в Надземных Мирах он – жнец, пожинающий следствия, согласно Закону Кармы, согласно закону причинно-следственных связей.
"Цепь причин и следствий из прошлого идёт через настоящее в будущее. И если их не тревожить и не нарушать, то течение Кармы идет самотёком. Но волей свободной наделён человек создавать в настоящем причины, приносящие следствия в будущем.
В прошлом ничего изменить уже невозможно, но будущее пластично в руках воли, творящей будущее в настоящем. Этим значение настоящего воплощения возрастает.
Если сидеть сложа руки, не делая ничего, чтобы изменить Карму (свои накопления) и безвольно плывя по течению, то Карма пойдёт своим чередом. Но творить можно её и по воле, создавая цепь новых причин, следствия новые приносящих. Творит мысль!..
Карма (или судьба человека) творится мыслью (самого человека). Каждая мысль или утверждает автоматически старую Карму, если мысль старая, или же создаёт цепь новых причин, являясь зерном их зарождения. Как бы мысль была ни мала, но если она сознательно принимается и утверждается в духе (в сознании), то она становится действующим активным фактором Кармы... Будущее становится тогда не отвлечённым понятием, но полем достижения того, что намечено волей...
Мыслите ясно-сияюще, и ничто тёмное не коснется творца сияющей мысли.
Мыслите ясно-сияюще, отдавая себе полный отчёт в том, что каждое мгновение творите Карму свою, или утверждая её старое русло, или же создавая её заново, в созвучии с мыслью творящей. Человек – кузнец своего счастья, то есть творец своей кармы..." Грани Агни Йоги, III, §172).
При жизни на Земле степень свето-носности ауры человека, которая является комплексом излучений всех его тел-оболочек, уже определяет тот уровень Тонкого Мира, куда по магнетизму вибраций попадает он после смерти. Об этом много говорили и писали, в частности, христианские святые Запада и подвижники Востока.
"К переходу, в достойном виде в Мир Тонкий, следует готовиться заранее, дабы неожиданно для себя не оказаться среди нежелательных соседей и в сфере, им соответствующей. Ведь и притяжение к сферам различным идёт по светимости ауры, и по характеру элементов, входящих в неё.
Человек, всю свою жизнь утопавший в нечистых помыслах и вдруг захотевший очиститься, попадает всё же в слои соответственные, если, несмотря на своё самое искреннее желание, очищения своего он не довёл до конца" (Грани Агни Йоги, II, §5).
Астральное тело, сыгравшее свою роль при совершенствовании в низших царствах Природы и в Первых Расах человечества, как проводник разума, в настоящее время требует утончения и очищения, иначе оно (астральное тело) уже является препятствием, тормозом в эволюционном пути человека. У человека, живущего в плену животных эмоций и личностных желаний, каждая буря в его астральной оболочке, каждое неравновесие, каждый эмоциональный всплеск приводят к разрушению, сгоранию драгоценной психической энергии. А ведь бушующий зверствующий астрал питается ею.
Потому такие люди, постоянно теряя свою энергию на всплески демонических страстей, пытаются, чаще бессознательно, вызвать бурю в тонких телах своих близких или знакомых, чтобы воспользоваться выброшенной в этот момент энергией своих невежественных жертв. Некоторые же вполне сознательно занимаются подобным энергетическим вампиризмом.
"Астрал питается эмоциями в себе и в других. Если своих ему мало, он вызывает их в окружающих, стараясь заставить вибрировать чужие проводники (чужой астрал) в унисон со своим. Это тоже один из видов бытового вампиризма. Можно постоянно наблюдать в обывательской жизни, как, вызвав бурную реакцию астрала в своей жертве, вызвавший тотчас же успокаивается, так как его астрал насытился вспышкой или вихрем чужих вибраций. Именно вызывание отрицательных или положительных движений в чужом астрале является необходимостью для таких пожирателей чужой энергии.
Если нет ничего, то они, пожиратели, создадут или выдумают нечто, лишь бы вывести из равновесия свою жертву и насладиться эманациями разрушения психического равновесия в жертве.
Когда кто-то пытается кого-то раздражить и, раздражив, вызвать в нём взрыв или ярую реакцию на свои старания, то всё это не просто и не безобидно, но это кроет в себе очень недоброе начало. Всею силою следует противостать этим тёмным попыткам, ибо вовлекают они сознание во тьму.
Никому и ничему со стороны нельзя давать власти над своим сознанием, а тем более над состояниями своего животного астрала, чтобы не уподобиться марионетке, которую дергают за веревочки чужие недобрые руки" (Грани Агни Йоги, II, §20).
Эгоизм, недовольство, страх, злоба, раздражительность, жадность – это свойства, присущие животному царству, но они сохранены, как пережиток, многими людьми.
Однако при наличии сознания, т.е. величайшего источника энергии, такой, одержимый зверством человек, разрушающе воздействует на окружающий мир.
"Аппарат человеческой сущности наделён такими мощными, хотя и незримыми, энергиями, которые, вступая во взаимодействие с аурой планеты, вызывают в ней соответствующие характеру этих энергий реакции.
Если же энергии человека хаотичны, дисгармоничны и злы, то можно ли ожидать блага от реакции природы на них? Так же и воздействие энергий человеческих на подземный огонь настолько мощны, что Космические Учителя часто Посылали своих (высоких) учеников в местности, угрожаемые землетрясением.
Можно аурой благой облагодетельствовать целую страну или народ. Мощь человеческого духа необычайна. Отрицание и неверие дела не меняют.
Расстройство климатических условий часто происходит от недисциплинированного мышления людей. Планета больна от воздействия разнузданного мышления (землян).
Мысль – высочайший фактор Мироздания. Когда она устремлена на разрушение, можно ли ожидать благодетельных следствий?.. Силы созидательные тех народов, где идёт строительство жизни и борьба с силами разрушения, встречают ярое сопротивление темных разрушителей, которых много ещё на этой планете.
Борьба все-планетна. Полюс разрушения и полюс созидания столкнулись в гигантской борьбе, полем которой является сознание человеческое, сердце человеческое, а энергиями – мысль человека. Идеи истины борются в пространстве за удержание планеты от взрыва и сохранение её тела и защиты от разрушителей тёмных.
Борьба за мир – это борьба за самоё существование планеты и человечества. Мы на стороне тех, кто за мир. Мы им Помогаем удержать равновесие планеты. Грозное время для зрячих, и всепланетна борьба" (Грани Агни Йоги, III, §403).
Таким образом, человек, живущий в плену личностных желаний, низменных чувств и удовлетворяющий их на физическом плане или носящий их в виде мыслей, разрушая свою психическую энергию, разрушительно воздействует на собственное здоровье, вампиризирует других людей и, поглощая их энергию, отравляет планету и Космос.
Эгоизм, самость – это не невинные забавы, они страшнее ядов химической войны.
Что же ждёт таких ядоносцев в Надземных Мирах после физической смерти?
"Уже было сказано, что согласно притяжению они попадают в подобное же окружение и продолжают то, что делали на Земле. Однако земные желания доставляют там только страдания, ибо удовлетворить их невозможно (нет физического тела), и люди, обременённые ими, поистине кипят в огне собственных страстей.
Обжорство, похоть, пьянство, курение, наркомания и прочие чисто телесные отрицательные свойства личности и вожделения, связанные с ними, не могут быть удовлетворены после освобождения от тела, но будут взяты с собою в Мир Тонкий, если не изжиты на Земле. Если на Земле желания жгут человека, где их есть возможность временно удовлетворить, то, что же сказать о Надземном, где их жгучесть не может быть утолена ни на миг? Ненависть, злоба, жадность, зависть и прочие уже не телесные, но астральные чувства в мире астральном уявляются особенно остро.
Ибо отсутствие тела физического не мешает всецело вибрировать ими, и окружающее не отвлекает" (Грани Агни Йоги, IV, §154).
Много написано и сказано об Астральном Мире различными медиумами (сейчас называют их контактёрами). В этих описаниях больше самообмана, чем истины, потому что трёхмерное сознание физически-воплощённого человека воспринимает четырёхмерное пространство с большой долей субъективизма. Это характерно и для очень известной книги Д.Андреева "Роза Мира".
Учение Жизни, Учение Живой Этики даёт современному человеку часть, необходимых ему, истинных знаний о Тонком Мире:
"Астральный Мир – около Земли. Это материальная часть Тонкого Мира. В нём много земного – чем ближе, тем больше; чем дальше, тем меньше. Есть сфера одинаковости земного и астрального. Затем, возрастая, идет преобладание уже неземного, пока земное не исчезает совсем. Ушедший с Земли несёт на себе наслоения, созвучные земным слоям: чем меньше земного (у человека), тем больше свободы! и тем выше можно взлететь. Связанность земными, грубо-материальными интересами крыльям духа мешает летать – привязанность к миру земному мешает. Но, будучи в теле (земном), можно научиться быть свободным от связанности плотно-физическими условиями.
В духе – свобода, (но не в теле). Отделить то, что от духа, от того, что от плоти, – шаг первый в Беспредельность Высших Миров. Самоистязание плоти и все прочие крайности – все это попытка освободиться от связанности плотью. Но борьбу можно вести единым началом духа, ибо освободиться можно лишь в духе и духом. Можно быть в теле, но в духе быть свободным... Процесс освобождения о земного идёт и должен происходить именно на Земле" (Грани Агни Йоги, III, §549).
Освобождение от земных страстей на Земле происходит быстрее при осознании Тонкого Мира в воплощённом состоянии. Как для жителя плотного мира плотный мир является совершенно реальным, так для развоплощённого человека столь же реальным становится его существование в Тонком Мире, так как восприятия сознания видоизменяется соответственно. Все отличия временной смертной личности, столь существенные в мире физическом (национальность, пол, профессия, положение и др.) исчезают, ибо нет привычного тела. Нет адреса, потому что нет дома. Нет прописки, нет сатанистов-чиновников, поскольку нет власти чёрной иерархии, иерархии зла и тьмы…
"Условия жизни (в Тонком Мире) меняются в корне. Остаётся внутренний мир, мысли, привязанности, чувства... Первенствующим фактором надземного существования является мысль. Не мускульная энергия двигает тонкое тело в Тонком Мире, но мысль.
А если мысль неподвижна у конкретного человека? Если человек считает, что он умер, что он труп и недвижим, если мёртвым (невежда) себя почитает в могильных мыслях своих, каковы будут следствия такого мышления? Много в Тонком Мире истуканов, много стоящих на месте. Много сидящих, лежащих, много продолжающих считать себя больными, калеками, мужчинами, женщинами, молодыми, стариками и так далее, хотя все эти различия чисто земные... От всего этого надо освободиться ещё на Земле, духом себя почитая (бессмертным), в теле живущим, но не телом (грубо-физическим)... Истину надо познать о себе, чтобы стать в духе свободным" (Грани Агни Йоги, III, §601).
К Великому Будущему нас призывают Силы Света Солнечной системы!..
Пребывание в Тонком Мире значительно более длительное, чем земная жизнь.
И тут наступает очень ответственный момент, открываемый нам Учением Света, Живой Этикой.
Что главное для человека? Удовлетворение его эгоистических земных страстей и желаний или радость жертвенной любви и работы на Благо Общее человечества и Космоса?
"Если оставить в стороне исключения из общего правила, то после смерти физического тела засыпают все, чтобы проснуться уже в новых условиях Мира Астрального. Затем в должное время происходит то, что называется встречей со стражем Порога, т.е. с объективизацией в видимых формах всего, что мешает человеку объединиться со своими высшими принципами, с 6-ым и 7-ым (с Буддхи и Атмой), со своим Отцом Небесным.
Действуют два полюса притяжения:
…один – в сферу форм земных мыслей человека, ставших яркими и привычными объектами, созданных его вожделениями, слабостями, страстями и такими же делами,
…другой – магнит высших и лучших его устремлений.
И в человеке начинается смертельная и последняя борьба, когда окончательный выбор решает – устремиться вверх или вниз.
На Земле сознание человека порою увлекается своими вожделениями и страстями в вихри соответствующих переживаний. Это сопровождается эмоциями, мыслями, представлениями и яркими образами переживаемого. Все это ярко оживает в Тонком Мире во время последней борьбы и требует прежнего, как на Земле, внимания.
Всё это ярко, красочно и в живых образах пытается увлечь человека в сферу своего притяжения. Если не победить это, сказав своим порождениям:
"Не боюсь вас, не можете преградить путь, мне указанный", и не двинуться кверху, то человек утонет в этих астральных порождениях, погружаясь в них и сочетаясь психически с ними. И тогда Пятый принцип его, объединившись с Четвёртым, уносится вниз, а личность человека, жизнь этой личности, это воплощение вычеркивается из Книги Жизни человека" (Грани Агни Йоги, IV, §29).
Так описана борьба в Тонком Мире за будущее человека, борьба, которой избежать не удастся никому. Но победа или поражение в ней закладываются ещё при жизни на Земле, в воплощённом состоянии, ибо здесь человек – активный творец. Каждая его мысль, желание, действие – это участники будущей Надземной битвы за него на стороне Света или на стороне тьмы. Когда кончается земная жизнь, и в Надземном Мире начинается борьба за человека его же собственных порождений – т.е. его мыслей низких и высоких, то сам их творец становится простым зрителем – он лишён возможности сознательно влиять на исход этой битвы.
Каждый из нас, до последней минуты земного существования, может многое изменить для себя в Надземном Мире, переосмыслив и изменив неправильные жизненные установки. Идёт выбор между устремлением ввысь, в область, называемую «Девачан», или в низшие сферы Тонкого Мира – называемые «Авичи». То есть, «рай» или «ад» по-церковному. Если человек, побеждаемый страстями, истекшую жизнь провёл бесцельно и бестолково, то и нечего ему взять с собой в сферы Духа. Если подобные завершения земной жизни следуют одно за другим, то высшая Триада, наконец, отделится от своих низших принципов и наступит разобщение принципов, т.е. «духовная смерть» человека.
Индивидуальность формируется сущностью накоплений Высшего Разума в Чаше вечных накоплений человека. Если накопления не пополняются, а теряются, то психическая энергия растрачивается из жизни в жизнь и наступает момент, когда божественная Монада (Атма – Буддхи), разобщаясь с "пустым" Пятым принципом, уходит, а материя оболочки Пятого принципа перерабатывается низшими планами Ментального Мира. Что же дальше происходит с Монадой, потерпевшей поражение?
Она начинает новый круг, оживотворяя собой начало жизни на низшей, чем земная, планетной цепи нашей Солнечной системы. Страшно подумать, сколько потрачено сил Природой впустую в каждом случае неуспешного развития индивидуальности человека.
И такие потери не единичны. В этом и есть сущность, извращённого лже-религиями, понятия "страшного суда". Начинает эволюцию множество Монад, но, как сказано в Учении Света, в конце Седьмого Круга и его Седьмой расы очень немногие индивидуальности пополнят собой Иерархию Света, ставши Буддами (Будда – это не личное имя, оно переводится с санскрита как «просветлённый»). Остальные миллионы, неуспешные, повторят попытку, начиная с уровня минералов на низшей планете.
В Живой Этике, Христом, Великим ЛОГОСОМ Солнечной системы сказано:
"Узка тропа, ведущая в жизнь (вечную), и узок вход, и узка дверь в Мир Огненный.
У Порога стражи. У каждого имя своё. Вот страж привязанности к вещам плотного (физического) мира... Вот страж воспоминаний (плотского) прошлого… Вот страж прельщений различных… Много их, и все (они) удерживают сознание (человека) на себе. Но Магнит Мой сильнее всех стражей, если сознание удерживается на Мне... Тропа жизни узка, по ней не пройти с поклажей, и ещё уже вход. Каждый из стражей скажет: «Прежде чем войти, отдай всё моё. Если это привязанность к пище, питью и вещам, – их отдай; если к почестям, славе, богатству, – их отдай. Всё, всё отдай, что поставил ты выше преданности и любви к Творцу и к Высшему Миру.
В тот Мир, в который стремишься войти, войти можешь только любовью к Нему (к Миру Высшему и к Великому Многострадальному Иерарху Солнечной системы), любовью большей, чем к миру земному. И земной (любовью) можешь тоже любить, но (только) сверхлично, поверх оболочек (смертной личности), ибо любовь оболочек смертна. Бессмертен дух, бессмертны атрибуты, свойства и качества духа, бессмертна и в духе Любовь. Пронести через жизнь эти качества в духе, их умножить и в них возрасти поверх плотных условий будет духа победой над миром (грубой материи)». Говорю вам: «Мужайтесь. Крепче крепкого стойте против воли материального мира, ибо Я Победил этот мир». Вам Говорю: «Победил и вас Зову к победе»" (Грани Агни Йоги, IV, §575).
Если светлое начало в человеке победило, то в чём смысл пребывания в Девачане? По-церковному, это «рай», но это не тот рай, который нужен вечному бессмертному космическому страннику – универсальному строителю Вселенной.
"Девачан нужен как условие, при котором дух (т.е. человек) может довести до логического завершения энергии своих высших устремлений и тем самым заложить основание для утверждения новых достижений и накопить силы для нового воплощения.
Девачан есть кульминация лучших стремлений духа, ограниченных их потолком"
(Грани Агни Йоги, IV, §27).
Что же человек может взять с собой из земной жизни в Мир Высший? Можно взять "...любовь, преданность, мужество, устремление, самоотверженность, то есть, все положительные качества духа. Таким образом, живя на Земле, можно безошибочно отбирать все качества духа по их достоинству и ценности, одни – оставляя за их ненужностью (и вредностью) в будущем, другие – усиливая и развивая для жизни в Высших Мирах. Отбор этот очень нужен и важен сейчас, именно в условиях плотных, ибо потом в условиях Тонких будет уже поздно и невероятно трудно освобождаться от того, что на Земле не было изжито.
О будущем (земляне) обычно думают мало, полагая, что всё это не нужно и излишне. И даже люди, знающие некоторые Законы Космической Жизни, часто не находят в себе достаточно сил, чтобы освободиться от плотских нагромождений прошлого. Но всё – в духе, и наросты духа удаляются силой духовной. Надо лишь только начать это делать и, начав, уже не останавливать своих усилий очищения.
Когда пройдена черта кажущейся невозможности себя преодолевать во всем, становится восхождение лёгким, ибо вырастают крылья, которые и несут поверх притяжений земных и астральных. Путь к Свету быть может только победным – нет другого пути" (Грани Агни Йоги, IV, §154).
Когда приходит срок в Тонком Мире, то ментальная оболочка человека сбрасывается, так же, как прежде физическая и астральная, "...и дух (т.е. человек) облекается в бессмертное, несменяемое тело своё, которое изменяет (здесь) весь состав (свой), утончается, растёт и развивается, но не сбрасывается уже человеком.
Элементы Высшей Триады смерти и распадению не подлежат. Изменению – да, но не смерти и распаду" (Грани Агни Йоги, III, §459).
Таким образом, в построении Пятого принципа человека участвуют материи Семи подпланов Ментального Мира. Низший ум (кама-манас), или ментальная оболочка, – это временная смертная структура, которая обновляется в каждой новой жизни и состоит из материй четырех низших подпланов Мира Мысли. Наиболее утонченная часть Пятого принципа, Высший Манас (Высший Разум), построен из материй Мира Огненного. Именно эта бессмертная часть вместе с Атма и Буддхи представляет собой человеческую Монаду, т.е. зерно Духа, Высшую Триаду.
Как происходит процесс совершенствования в Высшей Триаде? Изменения могут касаться только Высшего Разума, так как Божественная Монада (Атма и Буддхи – Седьмой и Шестой принципы) неизменны. Они имеют слишком утонченные, высокие вибрации, чтобы реагировать на движение материи в оболочках человека.
Эти два бессмертных высших принципа, как призыв, устремляют человека ввысь – к творчеству и к жертвенной божественной Любви.
Накопления Зерна духа, Высшего Разума созидаются очень медленно.
Зерно духа собирает результаты всех опытов прежних воплощений, которые являются причинами, творящими будущие воплощения человека. Вибрации Материи, принадлежащей к Высшим планам Ментального Мира, настолько утончённые, что способны отвечать только на движения подобной им Материи, т.е. на вибрации одухотворённой высоко-интеллектуальной мысли. Поэтому низменные страсти и личностные приземлённые желания, в плену которых всё ещё находится значительная часть человечества, не могут влиять на рост и развитие зерна Духа.
Быстрее всего развивается зерно духа тогда, когда человек начинает сознательно работать над совершенствованием своего сознания. Медленное развитие бессмертной части человека приносит ему меньше вреда, чем упорство в дурных жизненных путях.
Зерно духа злого человека останавливается в развитии надолго, и даже после отказа от путей зла. Особенный вред человеку и человечеству наносится носителями "духовного зла" – колдунами, черными магами, различными лже-духовными "учителями", вовлекающими людей в тёмные группы, в ассоциации и секты. Они разрушают не только себя, но и, втянутых в свои сети, последователей.
Высшая Триада в свободном от оболочек состоянии существует только между воплощениями человека, когда оболочки прошлого воплощения уже сброшены и оставили лишь накопления, но созидание новых оболочек для следующего воплощения еще не наступило. Человеческая монада (Атма-Буддхи-Манас) какое-то время, чаще всего в состоянии сна, находится на своей истиной родине – в Мире Огненном.
Приходит время нового материального воплощения, и бессмертная Триада в обратном порядке проходит снова Надземные Миры. Сначала в низших сферах Мира Ментального она привлекает своими вибрациями соответствующую материю для построения ментальной оболочки – низшего ума, ума желаний или рассудка-интеллекта.
Чем больше места в прежней жизни занимала работа Разума, тем более утонченные частицы материи Ментального Мира будут притянуты для построения новой ментальной оболочки временной личности человека.
Затем приходит время построения оболочки чувств и желаний, т.е. тонкого тела при прохождении через подразделения Тонкого и Астрального Мира. Если в прошлой жизни низменные мысли и желания не были уделом человека, то Мыслитель (так иногда называют Высшую Триаду), привлечёт для построения из Тонкого Мира наиболее утонченные светоносные формы Материи. И только после формирования новых ментального и астрального тел при помощи Высших Духовных Сущностей, Космических Владык Кармы, человек оформляет своё эфирное тело и воплощается в Мире Физическом с учётом причин, заложенных им в прежних физических жизнях. Любовь или ненависть приведут его к воплощению в определенной расе, стране, народе, семье – среди друзей или врагов.
Сущность земных религий давалась Высшими Силами Солнечной системы различным народам в различные исторические периоды, как путь нравственного совершенствования. Чёрная ложа, их фанатики и изуверы последовательно извращали Космические Законы в Учениях Духа и превращали их в религиозные догматы, служившие поводом для кровавых расправ с инакомыслящими. Христиане-крестоносцы резали мусульман, турки-мусульмане уничтожали христиан – армян и болгар и т.д...
Но "кровь вопиет", и Космические Законы незыблемы. По этим Законам угнетатели и убийцы воплощаются в среду народа-жертвы, чтобы отдать ему свои долги. Но чаще они, не погасив своей ненависти и позабыв заповедь Христа: "Любите ненавидящих вас...", продолжают гореть в своих низменных звериных страстях. Таковы причины и современных кровавых столкновений в различных местах планеты: Индия, Кавказ, Африка, Азия, Ближний Восток, Северная Ирландия и т.д...
Ещё 2,5 тысячи лет назад великий Мыслитель, Учёный и Посвящённый, основатель Греческой Теософской Школы Пифагор с тревогой и озабоченностью писал, что земному человечеству угрожают три беды:
– НЕВЕЖЕСТВО СВЯЩЕННИКОВ,
– МАТЕРИАЛИЗМ УЧЁНЫХ и
– ОТСУТСТВИЕ СОВЕСТИ у ДЕМОКРАТОВ и ИХ БЕСЧИНСТВА.
Это самые характерные три несчастия, как в нынешней России, так и во всех странах СНГ, а также в странах всей планеты.
Демос-краты давно исчезли – остались одни демон-краты!..
Таким образом, по Закону причин и следствий (по Закону Кармы), побуждаемый чувством любви или ненависти, человек притягивается в определенную семью, чтобы получить физическое тело. Способ получения физического тела на Земле один – как для высокого духа, так и для примитивного человека.
Красивые легенды о непорочном зачатии таких великих духов, как Кришна и Иисус Христос, созданы их позднейшими невежественными почитателями. Эти легенды, не прибавляя славы Великим Космическим Учителям, вызывают только пустые вопросы у их невежественных противников, а иногда и у самих почитателей.
Когда же речь идёт о целомудрии, то имеется ввиду использование творческой энергии в половой жизни для рождения высококачественного потомства в условиях высокодуховной жертвенной любви между мужем и женой. Такая Любовь – это главное условие для привлечения к воплощению Высоких Существ из Высших Миров.
Способ получения физического тела – один для воплощенного на Земле человека, но качество тела, в которое входит Высокий Дух или падший человек, – разное. Тот, кто разрушал свою нервную систему в течение прошлой жизни ядами (алкоголем, курением, наркотиками, развратом, низменными мыслями и животными эмоциями) получает новое физическое тело от родителей-наркоманов, алкоголиков, развратников, разномастных эгоистов, совокупляющихся без любви, как скоты, и которые передадут ему все психо-физические повреждения в новой жизни.
Нравственность средней массы человечества резко упала в конце нашей Пятой Коренной Расы (как это было и при последних днях Атлантиды). Воплощение высоко-духовных людей в связи с резким падением качества любви между мужем и женой представляет большие трудности. Ведь физическое тело должно соответствовать по своей чистоте воплощающемуся духу.
В Учении «Живая Этика» есть свидетельства, что Высоко-развитые родители Иисуса Христа пришли в жизнь, чтобы выполнить великую миссию – дать Великому Сыну Космического Огня чистейшее физическое тело и воспитать его временную личность в духе высокой нравственности.
Все материи для построения физического тела воплощающегося человека берутся из тела матери. В древних странах, с неизвращённой сатанистами религией и философией, девочки и девушки воспитывались отдельно от юношей, и нравственности их, как будущих матерей, придавалось особое значение.
Женское и мужское Начала равны по Космическим Законам. В земных воплощениях человек от трёх до семи раз бывает то женщиной, то мужчиной. Разум каждой индивидуальности зависит не от пола, а от качества накоплений в прежних жизнях.
Однако особенности представителей каждого из полов при земном воплощении разные. Мужчина – это энергия, сила; женщина – интуиция, направляющая силу, духовность. Нарушение закона равенства Начал приводит к разрушению семьи, страны, к болезням человечества и планеты.
Интеллектуальные и духовные накопления матери и отца не передаются ребёнку.
Он может иметь их более или менее развитыми, но исключительно свои, как итог множества предыдущих жизней в разных расах и народностях. Но для того, чтобы дать жизнь таланту, гению мать должна быть высоко-духовной, а материи её тела должны быть чистыми и утончёнными. Это позволит сформироваться нервной системе и физическому мозгу ребенка из наиболее качественной материальной субстанции.
Чистота материи мозга и нервной системы – одно из самых важных условий жизни земного человека.
Мы создаём себя своими мыслями и уже сегодня притягиваем себя к тем или другим будущим родителям нашей будущей жизни. Родители для того или иного духа бывают иногда избраны задолго до того, как происходит слияние яйцеклетки и сперматозоида.
Но деление клеток и построение физического тела внутри-утробно всегда идёт по определённому плану соответственно уже существующему вокруг бессмертной Триады будущего человека ментально-астральной оболочке и эфирному двойнику, построенному из материй эфирного двойника матери и отца. Все особенности, достоинства и недостатки физического тела, уже заложены в эфирном двойнике, недаром его называют еще эфирным клише человека, эфирным чертежом будущего физического тела.
При формировании физического мозга внутри-утробно особое влияние оказывает пятый принцип – Манас, Разум, его накопления. Плотность материи мозга, глубина извилин уже внутри-утробно отличают талантливого человека, гения от примитивной сущности. Ограничения, которые накладывает на жизнь человека несовершенство его мозга, могут быть изменены, но медленно и постепенно; границы могут быть расширены, но перешагнуть через них сразу невозможно.
Проблема совершенствования мыслительных способностей остро стоит перед педагогами, психологами, родителями и перед каждым из нас, отдельно взятым.
Эта проблема неразрешима, если пытаться решать ее грубыми методами исключительно физического мира.
Какие соотношения существуют между высшим Разумом и низшим умом и физическим мозгом? Мыслительный процесс у человека происходит по более длинному кругу, нежели представляет себе это биологическая наука. Через органы чувств и нервы физического тела вибрации передаются на соответствующие органы эфирного двойника и тонкого тела, кама-рупы. Движения в материи тонкого тела – в зависимости от их большей или меньшей утонченности – заставляют вибрировать оболочку ума, где в виде мыслеформ отражена или не отражена ситуация, подобная соответственному сигналу.
Эта оболочка – низший ум, интеллект, кама-манас. От него исходят суждения, умозаключения, сопоставления, воображение, т.е. всё, что мы привыкли называть умственными способностями. Интеллект доказывает, рассуждает, делает выводы.
Его метод – логика. Он создает конкретные формальные мысли, т.е. мысли, имеющие ту или иную форму. Такого рода вибрации недостаточно утончены, чтобы передаваться на материи Высшего Разума. Он не участвует в обычной умственной деятельности среднего человека; но не работать – значит и не развиваться. Только тогда, когда мысли Общего Блага или высочайшие порывы нравственных сил начинают волновать человека, появляются ответные на них вибрации Высшего Разума. Метод его, в отличие от логического мышления интеллекта, – интуиция. Мысли его абстрактны. Его природа – это Знание. Он узнает Истину сразу, как родственную себе.
Когда Высший Разум включается в работу сознания человека, то проявления его на нравственном плане мы называем совестью, а вспышки интуиции, просветляющие собой интеллект, освещают мир величайшими открытиями талантов и гениев.
У основной массы человечества работа сознания не достигает вибраций зерна Духа.
Логический ответ из оболочки Разума вызывает вибрацию в ментальном теле личности, затем в тонком теле, далее – в мозге эфирного двойника, а оттуда передаётся в мозг физического тела. Так как физический мозг является наиболее грубой материей, то и вибрации в нём тяжёлые и медленные. Эту слабую и поверхностную реакцию мозга в ответ на тонкие и быстрые вибрации мысли мы все привыкли отождествлять со своим сознанием. Хочется ещё раз отметить, что пока человек находится в плену своих страстей, зерно его Духа останавливается в своём развитии. При использовании интеллекта на плотские желания развитие Высшего Разума почти не осуществляется.
"Интеллект живёт в настоящем, немного в прошедшем и очень мало в будущем.
Область действительно Сущего, составляющего с прошедшим и будущим одно неразрывное целое, интеллекту недоступна. Для этого необходимо духо-понимание или духо-разумение, то есть, знание духа или чувство-знание. Интеллект-рассудок живёт Майей, иллюзией, ибо базируется на внешних формальных чувствах. Прозрение в будущее интеллекту недоступно. Он не может мгновенно решить сложную математическую задачу, как это делала Ковалевская, и он не может увидеть жизнь на Дальних высоко-развитых Мирах. Знание духа, и только оно, поднимет человека на следующую ступень эволюции. А интеллект будет духу служить, как инструмент хорошему мастеру" (Грани Агни Йоги, III, §161).
Только когда человеку становится ясной истинная цель его жизни, начинается сознательная работа по развитию его бессмертной части.
Сущность сознательной работы над очищением своих низших проводников состоит, прежде всего, в приобретении высших Знаний, в тщательном формировании культуры мыслей. Выработка в себе равновесия, способности направлять мысль к сверхличным предметам и абстрактному мышлению очень полезна, так как привлекает утонченные материи соответствующих вибраций Ментального Мира.
Они вытесняют более грубые, которыми мы располагали прежде. Ни одно усилие в этой области, даже кратковременное, не теряется, а ложится подобно ценному камню в фундамент нашего будущего восхождения.
Изучая свойства и назначение оболочек, проводников Бессмертной Триады Мыслителя в каждом из Миров планеты, необходимо помнить следующее:
"Ясность сознания и возможность действовать сознательно при жизни на Земле в каждом из проводников отдельно на соответствующих каждому планах зависит от степени оформленности проводника. Сверхличное сознание означает оформление высших тел. Оформление того или иного тела ещё не означает овладения им.
Астральное тело оформлено у всех (людей), но владеют им единицы. Физическое у всех, но власть над ним только лишь у Адептов.
Степень власти над телом, то есть сознательное и по воле умение им распоряжаться, служит показателем того, насколько сознание может в нём жить или ощущение его исключать почти полностью" (Грани Агни Йоги, IV, §27).
Литература, использованная и рекомендуемая:
1. «Агни Йога о взаимодействии начал». Киев, «Сердце», 1998.
2. «Агни Йога о героях и подвиге». Киев, «Excelsior», 2001.
3. «Агни Йога. Справочник», А.И. Рыженко, Н.Г. Толмачев, в 3-х т,“Торсинг”, Харьков, 2002;
4. «Агни Йога» («Живая Этика»), в 4-х т. Москва, «Сфера», 2000.
5. «Библия» (Книги иудейского Ветхого и Нового Завета). С.Пб, Синод. типография РПЦ, 1904.
6. «Бхагавадгита», Юрга, 1993.
7. «Введение в Агни Йогу». СибРО, Новосибирск, 1997.
8. «Грани Агни Йоги» в 16-ти т., Н.-сибирск, «Алгим», 1994-2005.
9. «Законы Новой Эпохи», сост. М.Скачкова, Минск, «Звёзды Гор», 2006;
10. «Кибалион» (Изумрудная скрижаль Гермеса), изд-во Ассоц. Дух. Един. «Золотой век», М., 1993.
11. «Конфуций. Уроки мудрости». Москва+Харьков, «Эксмо-пресс»+«Фолио», 2000.
12. «Криптограммы Востока». Рига, «Угунс», 1992.
13. «Огнен.преображение жизни на Земле» (обзор науч. мат-лов). Сб. 1+2. К., 2005.
14. «Письма Е.Рерих. 1932-1955гг.», в 9-ти томах, Новосибирск, 1993;
15. «Письма Елены Рерих», в 2-х томах. Минск, «Лотаць», 1999.
16. «Письма Мастеров Мудрости». М., «Сфера», 1997.
17. «ПИСЬМА МАХАТМ», Издательский Дом «Агни», Самара, 1998.
18. «Проблемы пола и любви», науч.-филос. сборник, М., 2001.
19. «Психическая энергия и здоровье», сборник, М. МЦР, 1996.
20. «Современные космические легенды Востока». Новосибирск, «Согласие», 1999.
21. «Спираль познания», в 2-х т., М. «Прогресс», 1996.
22. «Тайная Доктрина», в 2-х т., Адьяр, Теософское изд-во, 1991.
23. «Теогенезис», Москва, «Дельфис», 2002.
24. «Учение Махатм». М., «Сфера», 1998.
25. «Учение Храма», в 2-х т., М. МЦР «Мастер Банк», 2001.
26. «Чаша Востока». Рига-Москва-Минск: Изд. Лигатма, Мога-Н, 1995.
27. Безант А. «Древняя мудрость». М., СП «Интеграф Сервис», 1992.
28. Беликов П.Ф., «Рерих (опыт духовной биографии)», ИЧП «Лазарев В.В. и О», Новосибирск, 1994;
29. Библия, изд. МП, Москва.
30. Блаватская Е.П., «Голос безмолвия». Избранные статьи, М. «Новый Акрополь», 1993.
31. Блаватская Е.П., «Из пещер и дебрей Индостана». Киев, «МП Муза», 1991.
32. Блаватская Е.П., «Карма судьбы». М., «МК Полиграф», 1996.
33. Блаватская Е.П., «Махатмы. Легенды и реальность», Сборник, М. «Сфера», 2001.
34. Блаватская Е.П., «Напутствие бессмертным», Изд. София, М., 2004.
35. Блаватская Е.П., «Тайная Доктpина». В 2-х т. Смоленск. Ред.-издательский центр «ТОК», 1993.
36. Блаватская Е.П., «Тайная Доктрина», 3-ий том, М., «Прогресс-Сирин», 1991.
37. Блаватская Е.П., «Учение Махатм», М. «Сфера», 1998.
38. Блаватская Е.П., «Феномен человека». Изд. Сфера, М., 2004.
39. Блаватская Е.П., «Что есть истина?». М. «Сфера», 7/1999.
40. Борисов С.К. «Космические циклы и эволюция», фонд «Дельфис». №26 (2) 2001.
41. Гиндилис Л.М. Живая Этика и наука. Дельфис, 1993-1994.
42. Гиндилис Л.М. Проблема сверхнаучного знания. Новая Эпоха (Мир Огненный), 1999, №2
43. Дауэр В. «Эзотерика для начинающих». М. «Рефл – бук», «Ваклер», 1994.
44. Дмитриев "Огненное пересоздание климата Земли", Новосибирск, 1998.
45. Дмитриева Л.П. «”Тайная Доктрина” Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах», в 3-х т., Магнитогорск, «Амрита», 1994.
46. Дмитриева Л.П. «Посланник Утренней звезды Христос и его Учение в свете Учения Шамбалы». В 7-ми томах, М.: Издательский дом им. Е.И. Рерих, 2000.
47. Долгин Ю.И. «Научные предвидения Е.П. Блаватской». М., Вестник Теософии, 11992.
48. Елена Рерих "У порога Нового Мира". М., Изд. МЦР, Мастер-банк, 2000.
49. Клизовский А.И., «Основы Миропонимания Новой Эпохи». Магнитогорск: Амрита-Урал, 1994.
50. Ковалева Н. «Четыре пути кармы», М., «Рипол Классик», 2003
51. Ковалева Н.Е. «Шамбала – это не миф». РИПОЛ-КЛАССИК, М., 2004.
52. Ковалева Н.Е., «Какими мы станем после смерти». РИПОЛ Классик. Москва 2004
53. Ковалева Н.Е., «Посланник Шамбалы». РИПОЛ КЛАССИК, Москва, 2005.
54. Крэнстон С., К.Уильямс «Перевоплощение новые горизонты». «Сфера». Москва 2001
55. Кэйси Э., «Великий ясновидящий Эдгар Кэйси об Атлантиде», М., «Новый центр», 2000.
56. Кэрол Боумэн «Прошлые жизни детей» (как воспоминания о прошлых жизнях влияют на ваших детей). «София» 1998
57. Кэрролл Ли, Джен Тоубер. «Дети Индиго», // «София», Киев, 2003.
58. Кэрролл Ли, Тоубер Джен. «Дети Индиго–2. Праздник цвета Индиго», изд. «София», Киев, 2003;
59. Мэнли Холл «Слово к мудрым». Изд. «Сфера», Москва, 2001.
60. Наталия Рокотова «Основы буддизма». Изд. «Сиринъ садхана», Москва, 2002.
61. Нотович Н., «Неизвестная жизнь Иисуса Христа». Симферополь: Изд. А.П. Другов, 2004.
62. Письма Елены Рерих. В 2-х томах. Минск, «Лотаць», 1999.
63. Рерих Е.И. «У порога нового мира». Москва. «Мастер Банк», 2000.
64. Рерих Н.К. «Листы дневника», в 3-х т., М. МЦР, 1996.
65. Рокотова Н. «Основы буддизма». Н.-сибирск, «Согласие», 2001.
66. Уpанов Н.А., «Размышляя над Беспpедельностью». Москва, «Сфера», 1997.
67. Уранов Н. «Жемчуг исканий». Рига, «Мир Огненный», 1996.
68. Уранов Н. «Нести радость». Рига, «Мир Огненный»,1999.
69. Уранов Н. «Огненный подвиг», в 2-х томах, Рига, «Мир Огненный», 1995-98.
70. Уранов Н.А., «Огонь у порога», Новосибирск, 1999.