Текстовая версия выпуска
Задача человеческой эволюции на Земле состоит в сознательной работе человека по преобразованию материи планеты (уплотнившейся в процессе инволюции до физического состояния) в её первоначальную тончайшую светозарную субстанцию.
Но эту планетарную работу по трансмутации материи, по преображению "мира сего", человек обязан начать с... себя — с утончения (облагораживания, очеловечивания) ума, пробуждённого в материи Земли.
Если будет облагораживаться и одухотворяться человек — то будет одухотворяться и вся окружающая его среда.
Надо, не отрываясь от Земли, соединиться с Небом. Или, проще говоря, сознательно преобразовывать собственный организм при помощи собственных усилий.
При этом низшие энергии в человеке превращаются в высшие: расширяя сознание, изменяя направление мышления, человек фактически очищает его и вытесняет грубые и эгоистичные мысли, чувства и желания. А так как в природе пустоты не бывает, то она при этом заменяется мыслями противоположными — альтруистическими, возвышенными (утонченными, одухотворенными).
И все же в человеке есть нечто такое, что трансмутации... не подлежит.
Есть «нечто», что не следует даже пытаться преобразовывать, а необходимо именно отвергнуть навсегда и безоговорочно.
Именно это «нечто» и следует отсечь и выбросить прочь, как раковую опухоль. Именно эту часть животной души надо потерять, да так, чтобы никто не нашёл её и не вернул нам обратно. Это нечто надо не только возненавидеть, причем лютой ненавистью, но и убить.
Заметим кое-что по поводу чувства ненависти, которое является одной из самых сильных разрушительных энергий.
Великие Учителя СВЕТА нам говорят, что, несмотря на то, что чувство ненависти чрезвычайно опасно и всегда разрушительно и надо стараться всеми силами уничтожать его в зародыше, все же раз это чувство у земного человека пока существует, то и его разрушительную силу можно применить с... пользой.
Да, ненависть нельзя направлять на человека и даже на животное: осложнение кармы и обратный удар неминуемы. Но человек может обрушить разрушительную силу этого чувства на многое, что есть в нём самом. И, прежде всего, на это «нечто», что мешает ему жить и продвигаться вперед, вверх.
С этим нечто совершенно невозможна дружеская, полюбовная беседа.
С ним бесполезны какие бы то ни было переговоры и совершенно недопустимы компромиссы. Его ничем невозможно удовлетворить, чтобы оно отстало раз и навсегда.
От него нельзя откупиться. Его нельзя успокоить, уговорить, усовестить, обучить.
Его невозможно выдрессировать, перехитрить, обмануть.
Его абсолютно бесполезно пытаться насытить.
Это «нечто» не подлежит облагораживанию и понимает язык только грубой силы.
Без сурового обуздания, а затем и полного уничтожения этого ненавистного человеку «нечто», мы не сможем следовать призыву Христа «отвергнуться от себя».
Без полного отвержения этой животной части себя человек никогда не сможет добиться духовного преображения.
Что это за часть нашего естества? Какова её природа? Откуда эта напасть в нас появилась?
Мы уже знаем, что двойственна не только человеческая душа, часть которой тяготеет к Миру Материи, а часть — к Миру Духа.
Двойствен и сам материальный носитель человеческой души.
Этот носитель высшей души — душа низшая, животная. Это ум (рассудок, интеллект) — ум, смешанный с чувствами, ум, способный чувствовать. Эта астро-ментальная часть личности (кама-манас) при жизни в физическом теле образует двойственное тонкое тело (майави-рупу), в которое облекается наше высшее, божественно прекрасное духовное существо — т.е. истинный человек, духовная душа.
Двойственны сами по себе и ментальная, и астральная принципы.
Мысленные устремления, не включающие какую бы то ни было личную выгоду, тяготеют к высшей природе, к Духовному Миру — к выгоде души человеческой. Более грубые мысли магнитно тяготеют ко всему материальному, к душе животной — к низшей ментально-астральной части личности. Такие энергии всегда устремлены только к выгоде смертной временной личности, к её устремлениям и плотским наслаждениям.
То же можно сказать о чувствах и желаниях. Возвышенные, утончённые чувства и благородные желания, не имеющие ничего общего с самостью, эгоистическими устремлениями, животными страстями, магнитно тяготеют к возвышенным, к Духовным Сферам. Более грубые чувства и желания соответствуют таким же грубым мыслям и устремлены вниз — к низшей животной части человека.
У тонкого тела человека есть очень грубая часть, не имеющая никакого отношения... к современному человеку. Это тяжелейший довесок чисто животных тёмных энергий, остаток животного царства. И даже не животного царства Земли, а животного царства Луны, планеты более низкой по эволюционному развитию, чем Земля.
Астральный остаток — это рудиментальная часть лунного животного, оставшаяся в человеческом существе. Это совершенно ненужные для эволюции человека остатки.
Когда-то на заре земного человечества из грубой астральной материи лунного животного было создано Иерархиями Космических Строителей астральное тело земного человека, которое магнитно соответствовало его ментальному телу. Но весь астральный опыт лунного животного пока ещё находится в нас, в нашем существе.
Очистителем предназначено быть самому человеку, получившему божественную частицу Солнечного ЛОГОСА, чтобы осмысленно смотреть на мир, осознать себя и понять, в чём смысл существования земного человека.
Астральный психический мусор Тонкого Мира чрезвычайно мешает человеку нормально мыслить — как это полагается Человеку, чувствовать — как должен чувствовать Человек, и поступать — как Человек, но не так, как ведёт себя болотная гадина, дикий зверь или домашняя скотина!
С момента оплодотворения человека Искрой Духа и пробуждения его самосознания, прошло более 18 миллионов лет. Но человек до сих пор и не очистил свой внутренний мир, не уничтожил в себе остатки астрального лунного животного.
До сих пор работа большинства землян заключается лишь в перетаскивании астрального хлама из одного чулана в другой, из подвала на чердак и обратно.
Из жизни в жизнь (и в течение каждой жизни) эта работа у большинства землян напоминает труд несчастного Сизифа.
Царь-клятвопреступник Сизиф должен был вкатить на вершину крутой горы огромный валун. И он его катил. Но как только несчастный, падая от изнеможения, наконец, докатывал-таки камень почти до вершины горы, тот снова скатывался вниз.
И надо было начинать всё с начала. И так изо дня в день, из года в год...
В Тёмной Эпохе, в Кали-Юге, у многих людей временная личность, загрязненная энергиями низших страстей и желаний, напоминает «авгиевы конюшни».
Расчистка их стала делом чрезвычайно сложным. То есть, "сизифов камень" страстей и пороков стал ещё больше, ещё тяжелее.
Астральные отбросы, живущие внутри человека, это не камень. Камень — вещь инертная, она не может завладеть человеческой волей, она не коварна, не лжива, не хитра, она не умеет огрызаться, не может требовать что-либо, не заставляет нас обижаться, болтать глупости, ревновать, грызть ближнего, будто это кость, а мы – голодная собака и т.д.
Астральные остатки лунного животного скорее можно уподобить некоему астральному "глисту", который живет внутри личности человека, питаясь, как паразит, его жизненными силами. Другими словами, это существо живое, способное вырасти до чудовищных размеров.
Катить обычный камень на гору трудно. Но несравненно труднее "катить" на гору агрессивное сопротивляющееся существо! Оно – настоящий психический монстр и одновременно паяц, издевающийся над человеком.
У этого существа чрезвычайно развит инстинктивный звериный ум, который очень изобретателен и способен даже парализовать волю и сознание физического человека.
Иногда животная сила, завладевающая умом и волей человека, кажется неуничтожимой, как семиглавый Змей Горыныч.
Многих эта сила приводит в такую растерянность и отчаяние, что человек нередко испытывает самую настоящую ненависть к... самому себе.
Он очень хотел бы уничтожить эту гнусную часть у себя.
Есть немало людей, даже не слышавших об астральной природе, но которые стремятся стать лучше. У них есть воля к самосовершенствованию, они способны анализировать свои поступки и связывать их со своей внутренней жизнью.
Такие люди чувствуют, что внутри них есть нечто отрицательное, что совершенно чуждо их истинным устремлениям, их совести и мировосприятию, их представлениям о человеческом достоинстве.
Но это чуждое нечто — в них, оно их собственность. Оно то и дело проявляется не только в поступках, но и в мыслях, и в чувствах, и в желаниях. Таким людям приходится краснеть и перед собой, и перед другими, каяться, извиняться, терзаться совестью, страдать сердцем и даже телом, отчаиваться умом и мучительно искать способы избавления от этой чуждой мерзости их собственной смертной личности.
Думающий и устремленный к высшим идеалам человек уверен, что его путь духовного преображения ускорился бы необычайно, если бы удалось каким-то образом извергнуть из себя это странное и коварное нечто. Но он не знает, что ЭТО такое! И его неведение чрезвычайно затрудняет борьбу с чудовищем, живущим внутри него и отвлекающим на борьбу с ним столько сил и времени. Разве такой человек откажется, если ему будут предложены знания о сокровенной природе его существа, добытые Космическими Учителями ещё до того, как в человеке Земли проявился разум?! Разве, благодаря высоким Знаниям, не ускорится и не облегчится тяжёлый труд по само-совершенствованию, само-облагораживанию, само-преображению человека, вечного космического странника?!
Ни один человек не уклонится от этой трудной работы, которую правильнее было бы назвать битвой. И битва эта против животного в себе за духовного Себя должна начаться, говорят Космические Учителя, и закончиться на физической Земле!
Никакое т.н. «прощение грехов» жрецом-преступником* того иного церковно-сектантского культа никогда не может отменить этой кровавой и очень длительной битвы.
*(Жрец-преступник – жрец, отвергающий Великие Законы Космоса и действующий согласно догмам, выдуманным и предложенным ему Князем тьмы, Самаэлем. Этот Князь «мира сего» заведовал Физическим Миром Земли до 1936 года, когда был снят с этого поста. В 1932 году он решил дать последнюю битву (Армагеддон) Силам СВЕТА Солнечной системы, в результате которой был уничтожен Солнечным ЛОГОСОМ (т.е. Архангелом МИХАИЛОМ) в октябре 1949 года. Эта битва и гибель чёрного иерарха были предсказаны сотни тысяч лет назад!).
Примирения воюющих сторон в этой борьбе не может быть, ибо это битва с диким зверем, битва насмерть. Она может завершиться победой человека над зверем, или победой зверя над человеком.
Этот зверь – временный астрал, воюющий в человеке против вечного человека.
Это — вместилище животной самости со всеми сопутствующими ей низменными стремлениями и огромным ворохом чисто животных эмоций.
Эти тёмные астральные свойства не нужны человеку, но он никак не желает отказываться от них. Многие даже всеми средствами подпитывают, усиливают и даже лелеют эти мерзости в себе, совершенно забывая иногда о том, что он – сознательный Человек, а не бессознательное Животное.
Когда мы читаем в «Откровении св. Иоанна» о битве "Агнца со зверем", то этого зверя не надо искать на стороне, ибо это символ битвы Бога с дьяволом в самом человеке, где вечный человек воюет с животным пережитком в себе.
Уже знаем: эта битва высшей природы с низшей, битва Света с тьмой, знания с невежеством, ясного самосознания и бессознательного астрала.
Битва эта может быть выиграна только в том случае, если человек погасит в себе животный огонь и возожжет Огонь Высший.
Чтобы "иметь жизнь вечную", надо стать человеком совершенным — т.е. войти в жизнь вечную следом за Христом, Солнечным ЛОГОСОМ. В одном из аспектов это означает, что надо учиться не терять нить сознания при переходе из Мира физического в Мир Тонкий, как это происходит сейчас. Когда нить сознания теряется, то мы думаем, что умираем, но это жуткое заблуждение.
Для того чтобы оно исчезло, нам надо, живя на Земле, в физическом теле преобразовать высшим Огнём (одухотворить) и соединить свои 4,5 и 7 принципы в... 6-м принципе бессмертной Индивидуальности!
Следовательно, 4,5,7 — это лишь разные качества сознания. А 6-й принцип, как уже знаем, это Буддхи, а в космическом масштабе – это Душа Мира, Мир Христа, Мир беспредельной Любви.
Об этих сложностях Христос сказал коротко и просто: "кто хочет идти за Мною, отвергнись от себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною...".
В Агни Йоге Учитель Света говорит:
"Мир Тонкий может быть достижим и в полусознательном состоянии, но Мир Огненный может быть приближен лишь ясным сознанием" (М.О., III ч. §618).
Говоря об астрале, мы говорим о бессознательном астральном двойнике человека.
При этом надо иметь в виду, что эту бессознательную линга-шариру плотских желаний начинающий может перепутать с майави-рупа — с двойником сознательным, с телом мысли.
Путаница в представлениях может возникнуть потому, что даже в теософских книгах тонким телом иногда называется как ментальное тело, так и астральное, так и объединённое – астро-ментальное.
Но так как астрал называть человеческим тонким телом нельзя, но только высшую тонкую оболочку можно, так и собственно ментальное тело неправильно было бы называть тонким телом.
Ментальное тело, тело мысли (майави-рупа) не может проявиться в грубой среде (физической и астральной) без внешней оболочки, аналогичной внешней среде, – в данном случае без тонкой оболочки.
Высшая тонкая оболочка не знает, как разъясняет Елена Ивановна РЕРИХ, Матерь Агни Йоги, никаких притяжений и страстных земных влечений, свойственных животному астралу. Это следует запомнить, иначе мы не поймем, почему человек, который, живя активной жизнью, полностью избавился от животных эмоций, тем не менее, вовсе не бесчувственный, а наоборот, человек чрезвычайно чувствительный!
Низшее астральное тело, или просто астрал, является сущностью магнетически привязанной к грубым формам материи, а значит, — к физическому телу. Но эта связь даже при жизни не прочная, а потому легко нарушается.
При определённых обстоятельствах (когда человек спит или находится в трансе на спиритических сеансах, или делает особые упражнения, выделяющие астрал, или когда попал под влияние колдуна) этот двойник, как отдельная сущность, может появляться на некотором расстоянии от физического тела, свободно передвигаться и совершать различные действия. Но коль этот астральный двойник – существо бессознательное, следовательно, когда он выделен из физического тела, то у него нет ума (ибо нет соединения с ментальным телом). Нет у него и собственной воли. А потому чужая воля может делать с ним, что угодно и может приказывать делать, что угодно — то никакого сопротивления со стороны этого двойника не будет.
Астральный двойник – полуфизический, он — низший проводник невидимых тонких энергий для нервной системы человека. Он проводит в физическое сознание из нижних сфер Тонкого Мира лишь самые грубые эмоции и желания животной природы.
Хотя психическая энергия, слагающая его оболочку (в отличие от оболочки тонкого тела) и является тонкой материей, но это эманации энерго-центров эфирно-физического тела. Причем, самых примитивных и животно-подобных, имеющих отношение лишь к плотским желаниям, пищеварению и половой сфере. По своему строению эта животно-подобная материя невысокого качества.
Астрал поначалу приносил эволюционную пользу и был совершенно необходим на ранней (животной) стадии развития духа, потому что благодаря своим накопленным ощущениям и желаниям давал возможность духу полнее воспринимать чувствующую жизнь на новой планете Земля.
Но как только у бессознательного человека Земли стало формироваться самосознание, а его тонкая сущность уже могла мыслить и проявлять индивидуальную волю, то человек стал воспринимать высшие энергии.
Надобность в прежних животных эмоциях и желаниях стала постепенно отпадать.
Мало того. После пробуждения разума низший астральный проводник стал очень мешать продвижению человека по эволюционной стезе!
Лунный зверь не давал покоя земному человеку ни днём, ни ночью.
Не ведая усталости, он то и дело смущал незрелый ум человека, направляя его на низменную службу себе.
Обладая необычайным упорством и изобретательностью, этот зверь и по сей день пытается развернуть сознательного человека назад — в бессознательное животное прошлое. Для этого он закрепляет в человеке все животные страсти, развивает их нередко до уродства, изо всех сил стараясь лишить человека разума.
Лунный зверь стимулирует в человеке повадки хищника и толкает разумное существо на разные преступления против себе подобных, а значит, против эволюции, против развития Духа в человеке.
Немногим более 18 млн. лет отделяют нас от того момента, когда мы стали зачаточно-разумными и зачаточно-само-сознающими существами.
По причине огромных анти-эволюционных усилий Князя тьмы звериный астрал в земном человеке по сей день так и не сдал своих позиций!
Ментальное тело у человечества Земли по той же причине до сих пор мало развито.
В результате земляне сильно отстают от ритма обще-космической эволюции Солнечной системы, – в этом вина Демиурга планеты и самого человека, отдавшегося этому зверю. До сих пор человек очень слабо сопротивляется на этом ринге, где идёт поединок Духа со зверем.
Не следует забывать также, что мы живём в тёмную эпоху глобальной лжи и умышленно развиваемого князьями тьмы изощрённого невежества!
Если мы во всех своих страстях, грехах и умственной лени обвиним лишь свой астрал, то это будет не совсем правильно. Каждый виноват в том, что не развивает своё ментальное тело, т.е. не желает всю жизнь учиться.
Тихий безмолвный Глас Духа мы не слышим из-за бормотания, хохота и рычания лунного зверя, привольно живущего в современном человеке.
Этот зверь может погибнуть, сгореть, исчезнуть только под воздействием духовных энергий, идущих от Высших центров космического сознания человеческого существа.
Зверь не выносит Огня гармонично развивающихся энерго-центров.
Вызвать к жизни этот космический Огонь могут лишь люди волевые и просветленные — самоотверженные труженики-воины Света.
Нужно в жизни каждого дня накапливать психическую энергию высокого качества, чтобы привести энерго-центры в движение, тогда они будут спирально вращаться.
Центры космического сознания начнут постепенно открываться под присмотром Великого Космического Учителя, а потом, с Его Высшей Помощью, они будут огненно преображаться. И здесь не нужно тешить себя надеждами, что гармоничного развития центров можно достичь какими-то упражнениями, медитациями и тому подобными искусственными способами. Как яблоко зреет только на ветке дерева, питаясь соками и Земли, и Солнца, так и разум человека развивается усиленно, питаясь мыслями, и зерно духа зреет только в жизни каждого дня. Каждому даются возможности довести разум до просветления, а дух — до состояния земной зрелости Духа.
Если животный астрал силен, значит, его эфирное тело крепко.
Поэтому после ухода человека с земного плана, это сильное эфирно-астральное тело не уничтожается, не разлагается в положенные 40 дней, а иногда остаётся, так сказать, "в прежней хорошей форме" даже несколько лет!
Мы помним, что эта оболочка наиболее примагничивает развоплощённого человека к земному плану, и это причиняет его душе сильные страдания.
Вот поэтому надо именно ещё при жизни физической победить этого зверя.
В человечестве всегда были отважные, упорные и самоотверженные люди, которые уже прошли все этапы тяжелой битвы с тёмным астралом. Они оставили нам свои наставления, как вести себя в бою, как лечить раны, как не терять веры в себя.
Их опыт запечатлен в каждом народе. И мы можем сказать себе: если же одному человеку удалось победить в себе дикого зверя, то почему же это не удастся каждому, кто готов к битве? И такого бойца не пугает, что битва будет тяжёлой и длительной.
Когда в такой борьбе высшее тонкое тело очищается окончательно, то оно... сливается с ментальным! И тогда все чувствования становятся... ментальными!
"Мыслительная энергия ментального тела, оявлена в Материи Люциде", – говорит Матерь Агни Йоги (Е.И.Рерих. «Письма в Америку». III т.).
В таких случаях астрал сгорает в Огне энерго-центров ещё... при жизни человека, и пепел его развеивается ветрами Невидимого Пространства.
При этом исчезает инородная преграда между земным и небесным человеком, а потому сила восприятия человеком высших энергий возрастает троекратно.
Если астральный двойник сгорает ещё при физической жизни человека (что бывает на Земле пока что в исключительных случаях), тогда после земной смерти у высоко-духовного человека появляется возможность быстро уплотнить свое тонкое тело даже до состояния видимости в физической среде. И тогда даже только что казнённый Учитель может появиться среди земных условий (в несколько "ином образе"). Но это не призрак, не привидение. Астральный Иисус, явившийся ученикам после Его земной смерти, это Совершенный Человек в своем особом уплотнённом тонком теле, который может продолжать Своё, прерванное... на несколько дней, Дело.
Христос, Владыка Солнечной системы, когда произнёс "Отвергнись от себя", а затем притчами стал так и эдак объяснять, что это означает, фактически призывает нас избавиться, прежде всего, именно от зверя — от низшего астрального двойника!
Полностью очищенное от частиц низшей природы тонкое тело уже не имеет притяжения к Земле, к её грубой физической материи!
Дух в таком теле свободен и "дышит, где хочет"!
"Отвергнись от себя". «В этой формуле, – говорят Великие Гималайские Учителя, – дан ключ к восхождению духа».
Нам, землянам, уже многое дано. Дано более чем достаточно, чтобы мы на данном этапе развития как можно полнее поняли бы, что от нас требуется для одухотворения нашего естества. Но чтобы мы узнали, что сокрыто в этой формуле в полной мере, мы должны стать учениками Сил Света.
Все духовные Учения Востока дают нам много замечательной пищи для ума и сердца. Некоторые мысли и положения можно анализировать в одиночестве и обсуждать в беседах. Но есть такие, которые не поддаются выражению никакими словами, ибо только личный духовный опыт даёт возможность понять Высшую Действительность.
Учение «Живая Этика» даёт представление о сложной природе астрального зверя, от услуг которого человеку надо давно отказаться.
Нам предстоит обнаружить этого гада в себе и выбросить.
В луче сокровенных знаний, даваемых Великими Учителями Солнечной системы, мы гораздо лучше рассмотрим себя и убедимся, что «человек» ещё более сложное создание, чем это нам казалось до сих пор.
Формула "Отвергнись от себя" касается практически каждого завета, каждой притчи, каждого изречения Христа, доказывая жизненность Древней Мудрости:
"Всё — во всём. Всё — в Одном".
Можно ли идти вперед с головой, повернутой назад?..
Что означает эта мысль Христа из Евангелия от Луки (9:62), немного подумав, мы можем ответить примерно так:
«Оборачиваться назад, — это жить прошлым и старым. Надо идти вперёд, устремляться в будущее. Вон, жена Лота! Обернулась назад — и превратилась в соляной столб! Человек, живущий прошлым, ненадежен для будущего. Он останавливается в развитии, каменеет».
Если бы человечество постоянно оборачивалось назад, то никакого прогресса не было бы. Рабовладельческий строй никогда не эволюционировал бы в феодальный и капиталистический. Труд раба не превратился бы в труд свободного человека и предпринимателя. Люди XX века продолжали бы жить в пещерах, жарить на кострах мамонтов. А для выражения своих внутренних чувствований и побуждений использовали бы ровно столько слов, сколько знают рекламодатели XX и ХХI века и герои американских кроваво-сексуальных боевиков.
Каждому понятно, что нельзя идти вперед с головой, повернутой назад.
Когда-то Николай Рерих, будучи в Нью-Йорке, популярно рассказывал одной даме, что происходит, когда человек неуравновешен в своих устремлениях. Человек, который духовно растёт, говорил Николай Константинович, образует над собою нечто наподобие энергетического благодатного облака, которое его защищает на протяжении всей жизни.
Но стоит этому человеку пойти назад — т.е. "обернуться назад" — как это же "облако"... обрушивается на него! Причем с той же силой, с которой излучало Благодать.
В Агни Йоге сказано Силами Света, что человек, начавший усваивать Основы Сокровенного Учения Космоса, должен идти только вперёд, несмотря на все трудности пути. Восходящая волна поднимает на гребень и возносит человека, смело идущего вперед. Но та же волна захлестнет и утопит того, кто повернёт назад или даже оглянется.
Прошлое, как бы прекрасно оно ни было, всегда хуже будущего, — иначе у Космической Эволюции не было бы никакого смысла. Аромат прошлого (тем более зловоние) не должен проникать в Будущее. Оборачивание назад мы встречаем на каждом шагу в нашей гнусной социальной жизни. И чем ближе мы к концу тёмного цикла земной эволюции, тем это оборачивание старого мира обывателей становится сильнее.
Многие, даже образованные и прогрессивные люди, считают, что тоска по "старым добрым временам", по собственному прошлому – это якобы хорошо. Оказывается, такая тоска приятна именно животному астралу, но для духа подобные оборачивания назад чрезвычайно обременительны и опасны!
Тоска по прошлому, говорят Учителя Света, это... выдувание мыльных пузырей! Для развития духа это то же самое, что ехать на древней скрипучей телеге вместо автомобилей и самолетов.
Земляне – очень противоречивые существа. Мы легко согласимся с тем, что, к примеру, "любовь к отеческим гробам" — это тоже "оборачивание назад". Но далеко не все согласятся с тем, что это оборачивание, как и любое другое, противно нашему бессмертному духу. Как и всё земное, это так же отягощает дух земными тяжестями, т.е. глупыми условностями, не имеющими никакой ценности в Мире Духа, где нет времени и нет расставания.
Мудрые учат нас уважать память предков. Но уважение предков — это одно, а примагничивание сознания к их могилам — это совсем другое. Как видим, нас опять-таки призывают ко вмещению. Чтобы понять разницу, надо проникнуть в сокровенную суть этого различия. Это касается и т.н. юбилейных дат.
Конечно же, юбилейные даты и поминальные дни — это не лишнее в человеческой жизни. Это одно из очень полезных средств... обострения нашей памяти, утончения восприятий, улучшения восприимчивости к возвышенным устремлениям, которая у многих людей пока что слабо развита. В такие дни в едином порыве объединяется высокая, благородная коллективная энергия многих людей.
Эта общая благодатная сила положительно влияет на всех участников. Помогая людям пробудить слабую или вялую память, она одновременно в какой-то степени усиливает их способность принимать высшие энергии.
Но высшие энергии существуют не только в поминальные дни и знаменательные даты.
Они есть всегда. Они вокруг каждого человека. Они просто ждут, чтобы человек изменил направление мышления и пошире открыл глаза своего сознания.
Разум и сознание способны расширяться беспредельно. Именно в Беспредельности разворачивается и живёт человеческая душа, единая с Душой Мира.
Бог внутри нас и вокруг нас, но протянув руку в пространство физическое и не нащупав там ничего, серые люди говорят – «Бога нет». Под «Богом» надо понимать Высшую Силу, разлитую в беспредельном Пространстве. Эта Беспредельная Высшая Сила вне и внутри каждого из нас. Она всегда ждёт, что мы, наконец, вступим с Ней в контакт. И для этого все средства хороши, — их у Космической Жизни очень много. Среди них есть место и для торжественных дат юбилеев, и для поминальных дней.
Но при всём том, говорят нам Великие Учителя, недопустимо развивать магнетизм к "отеческим гробам"! У некоторых людей примагниченность к отчему дому, к "отеческим гробам" настолько сильны, что даже после своего ухода с Земли они вместо познания Тонкого Мира (в Котором их жизнь может быть намного интереснее, чем на Земле), так и остаются в своих, теперь уже в астральных Васюках и продолжают ходить на астральные могилы предков и устраивать там, в Тонком Мире свои поминальные дни.
Такие люди и в новое физическое воплощение перенесут ту же привязанность к своим гробам и к чужим могилам. Если сознание и в новом воплощении не сможет оторваться от низменного мира, то, не получая высших энергий, его огонь иссякнет и начнётся деградация духа.
Отрыву сознания от земного притяжения мешает даже такая, казалось бы чепуха, когда женщина начинает оборачиваться назад, в свою физическую молодость, тревожно всматриваясь в зеркало и замечая признаки увядания кожи. Замечая следы времени на лице, мы все огорчаемся. Но нельзя допускать, чтобы эта грусть захватила наши мысли настолько, чтобы у нас постоянно портилось по этому поводу настроение. Некоторые попадают в настоящий плен животного астрала, который то и дело скручивает их голову назад, в ушедшую юность, и заставляет сделать попытку остановить время.
Как-то в эфире прозвучала информация о том, что в США, оказывается, чаще всего пластические операции на лице с перетяжкой кожи наиболее популярны среди... юных!
Есть девушки, которые к 18 годам уже сделали несколько таких операций!
Этот страх перед морщинами эти девушки принесли в новую жизнь из жизни прошлых бездуховных воплощений. В своём сознании они так и остались стареющими женщинами, чрезвычайно занятыми своей иллюзорной внешностью, которой они очень увлекались в прошедшем бестолковом воплощении.
Ничем иным, как развитием дурных "комплексов", нельзя назвать и то состояние, когда стареющий мужчина изводит себя переживаниями, что он кое в чём уже не так активен, как в молодые годы. Или, выйдя на пенсию, человек вдруг начинает вздыхать, сожалеть, печалиться: вот если бы, да кабы, он вернулся бы, эдак, годков на 30-40 назад, то он бы и профессию выбрал бы не ту, и жену не ту, и жил бы совсем не так.
Разве это не выдувание мыльных маниловских пузырей?
Конечно, не так-то просто сознанию, погрязшему в плотских страстях и пороках, отвязаться от прошлого.
Плохое тоже не очень приятно вспоминать. А оно вспоминается! Его заталкиваешь обратно, от него стараешься избавиться. Но чем сильнее заталкиваешь, тем яростнее иногда оно выползает.
Однако от приятных воспоминаний сознание никак не хочет отказываться!
А как порой привлекательно наше молодое прошлое! Какими сладкими голосами безмозглых «сирен» зазывает нас, вызывая в сознании призраки, одетые в волшебные одеяния воспоминаний. Достаточно обозреть лирическую поэзию. Большая её часть заставляет нас восхищаться шквалом чувствований и эмоций, переживаемых поэтом-дилетантом. Нам хочется проецировать его переживания на себя, восторгаться его словами и плакать над ними своими слезами.
Но, к сожалению, очень мало отыщется в лирической поэзии чувств и мыслей, устремляющих нас к сверх-личному и в светлое будущее.
Большая часть поэтов все-таки обращается либо к настоящему, либо сворачивает голову в прошлое и воспевает его, грустит-тоскует о нём, зовёт его.
На деле человеческая душа не живёт прошлым — живёт им только смертный временный астрал!
У настоящей поэзии, кроме массы замечательных свойств, есть ещё и коварное свойство — зачаровывать, благодаря внешней красоте и внутренней притягательности образов, которые находят отзвук в наших неразвитых чувствованиях.
Это свойство очарования умеет использовать астрал.
Используя воображение и чувственность человека, астрал способен постоянно заставлять и поэта, и поклонников его поэзии поворачивать головы назад.
Коварный астрал, использующий поэтический дар человека, может причаровать, заворожить, привязать к себе сознание человека незаметно и крепко, к астральному прошлому. Этому зверю нельзя разрешать овладевать сознанием! А потому нельзя ему и стихи посвящать.
Жизнь — постоянный экзаменатор. Она не упускает ни малейшей возможности, чтобы проверить, насколько наша голова повернута назад, насколько мы живём прошлым, насколько способны себя и других обманывать?
Опять призовем на помощь поэзию. Её краткость и, главное, образность выражения чувствований в данном случае незаменимы.
"Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое
И сердцу стало так тепло".
Русский романс на Западе называли "маленьким русским чудом". И тот замечательный романс на стихи Ф.Тютчева, строки из которого приведены, многие слышали и многим он нравится. Но о чём он? Чем спровоцирован? Чему посвящён?
Посвящён астралу, заставляющего человека смотреть назад, в плотское прошлое.
Известно, что астрал и после смерти человека на Земле не захочет отпустить его на свободу. Это он протаскивает с собой в Мир Надземный все свои земные иллюзорные ощущения и воспоминания, он заставляет развоплощённого человека идти на голос ''сирен" прошлого — точно также, не помня себя, под лунными лучами идёт лунатик.
Прошлое невозвратимо. Прошлое всегда беднее будущего. Впереди у каждого вечного человека будет много нового, и, если он пожелает, то будет больше интересного и более прекрасного. Учитель Света говорит: «деревья, сбрасывая листву, не грустят о ней – они радуются, зная о новой весне, о будущем».
Почему бы и нам не взять пример с тех же деревьев? Но прошлое отпускает очень немногих, прозревших. Почему не отпускает прошлое?
Если в настоящем истинных впечатлений и чувствований мало (меньше, чем в прошлом), то человеку всегда будет нравиться уходить в своё прошлое, чтобы вновь пытаться пережить и не только... приятное. Даже неприятное, грустное, печальное... хочется вновь переживать. Кому? Душе человеческой? Нет. Временному смертному астралу. Это он живёт тем, что приходит и уходит. Поддавшись его власти, мы вытаскиваем из подсознания воспоминания, снова и снова рассматриваем их, вызывая из прошлого уже забытые эмоции и сцены.
Но как часто мы умеем обманывать и тешить себя, что прошлое над нами, якобы, власти не имеет! Имеет!
Вспомним еще один знакомый «романс о тёмно-вишневой шали».
"Я о прошлом ничуть не мечтаю, и мне прошлого вовсе не жаль...
Но о многом, о многом напомнит эта темно-вишневая шаль...
В этой шали я с ним повстречалась, и любимой меня он назвал;
Я стыдливо лицо прикрывала, а он нежно меня целовал.
Говорил мне: не плачь, дорогая, расставаться с тобою мне жаль..."
Только один взгляд на вещь, только одно прикосновение к ней, — и вот уже настоящий каскад сменяющихся картин прошлого и целый фейерверк эмоций разворачивает сознание назад, в прошлое.
В этом романсе (а таких много!) мы видим, какую власть имеет прошлое над человеком, как оно захлестывает его. Всего лишь мгновение назад человек был совершенно уверен и других уверял, что вовсе не мечтает о прошлом и не жалеет о нем.
Ложь даже самому себе — это прескверная, предательская штука. Не человеческая душа изворачивается и лжёт. Толкает нас лгать себе и другим астральное животное, которое захватило нас в плен, тащит назад в иллюзорные ощущения и потешается, питаясь через нас тем, без чего оно погибло бы.
Угнездившееся в сознании прошлое не так-то просто уходит из него, даже если сердце... уже знает, что всё земное временно, и вовсе ни к чему таскать за собой огромный ворох иллюзорных воспоминаний, переживаний, впечатлений и ощущений прошлого.
«Что было, то быльем поросло», — говорит плотскому уму прозревающее сердце.
И рассудок вроде бы начинает слушаться. Он уже говорит:
"Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым...
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже,
Реже расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне».
И это, по мнению рассудка, называется "не жалею, не зову, не плачу"? Мы свидетели, что ничего, ни одно чувство... не забыто! Мало того, видим, как бережно хранит наше неразвитое сознание каждое ощущение, каждое желание и как любовно обрамляет каждую астральную безделицу в золотую оправу: "О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств! ...жизнь моя, иль ты приснилась мне?.." Поэту (а значит, и нам в подобных ситуациях) только лишь... кажется, что прошлое ушло из нас.
Всё стихотворение — это гимн прошлому, когда внутренний взор поэта касается своих сокровенных астральных струн. Это на самом деле завуалированная есенинская тоска по безвозвратно ушедшей юности, щемящая грусть по остроте растраченных астральных чувств. Каждую картинку прошлого поэт любовно украшает гирляндами изумительных живых цветов настоящего.
Прошлое — это вампир. И каждое слово поэта — это капля горячей крови его сердца, которая высасывается подлым астралом, пережитком животного цартства.
Да, мы согласны: нельзя идти вперед с головой, озирающейся назад. И все же это утверждение не абсолютное. Как же можно без прошлого, без воспоминаний?
Куда же от них денешься? Да и зачем? Эдак, голова превратится в пустую, высохшую, декоративную тыкву: потрясешь, а там — ничего, только горстка засохших семян да два глаза, торчащие в зеркале сегодняшнего дня!
И начинаешь думать, а может, Христос сказал... что-то другое? Может, переводчики не так перевели?
И вот, поразмыслив над собственной жизнью, над историей народов, мы начинаем думать совершенно иначе. Мы, только что утверждавшие, что человек "озирающийся назад" потому "неблагонадежен для Царствия Божия", что он не отрешился от прошлого, задаем себе вопрос: а разве можно вообще жить, не оборачиваясь назад?
Разве не на основании опыта прошлого мы мудреем? Разве могли бы мы не повторять печальных ошибок, если бы наша память не удерживала последствия от ошибок, совершенных в прошлом? А как же не хранить в сердце память об ушедших близких и любимых? А библиотеки и музеи? Разве это не средства, предназначенные для удерживания нашей памяти о прошлом? Что ж, откажемся и от них? А разве мудрые не говорят, что народ, отвергающий своё прошлое, каким бы оно ни было, это деградирующий народ? А изречение: "Иван, не помнящий родства"? Разве оно принимается как комплимент? И что же тогда делать с историей?
Конечно же, цивилизация не может развиваться без исторической науки, библиотек, музеев. И "Иван, не помнящий родства" (так же, как, впрочем, и ученый, подгоняющий историю к нуждам сегодняшнего дня), не может быть назван ни патриотом своей Родины, ни объективным исследователем, ни культурным человеком.
"…Культуры деградирующие превозносят свои ценности, игнорируя или уничтожая прошлое, культуры же прогрессирующие, набирающие духовный потенциал, апеллируют к древним нормам бытия как мудрым установлениям, этическим архетипам, проверенным временем". (Э.М.Сороко. «Теория мерогенеза как основы квалиментрии человека». 1993г).
Кто же не согласится с подобным утверждением учёного конца XX века?
Как же не оборачиваться в прошлое, когда и "Тайная Доктрина" устремляет наш взор в прошлое планеты и человечества, причём столь далёкое, что мы едва различаем его смутные контуры?
Что мы ясно видим в этом далёком прошлом, в этой таинственной глубине веков?
Видим единое человечество и единый исток всех религий и философий.
В этом знании прошлого – залог будущего Всемирного Братства людей.
Как же нам не оборачиваться назад?
Николай Константинович Рерих всю жизнь занимался археологическими раскопками и организовал, не имеющую себе равных, пятилетнюю Транс-Гималайскую (Центрально-азиатскую) экспедицию, которая, проникнув в прошлое народов, доказала единство их культур, а значит, единство всего человечества.
Николай Константинович Рерих, углубляясь в прошлое, соединял его с настоящим и заставлял служить будущему. Он, Великий Космический Учитель, зная о единстве времён, поднял над миром Знамя Мира — Знамя не отдельного народа, а Знамя Мира, на котором запечатлен древнейший символ всего Сущего, в том числе и единства Миров и времен. Но Рерих устремлял в прошлое лишь взор, а... не сознание!
Великий Космический Учитель (воплощаясь Н.К.Рерихом) призывал устремляться в будущее, трудиться для будущего, жить в будущем, но не в прошлом! Как Христос учил своих рыбаков-апостолов смело закидывать сети подальше в море, так и Рерих, зная о том, что мысль рано или поздно материализуется, призывал человечество закидывать мысль в будущее, закидывать как можно дальше.
А если сознание человека переполнено впечатлениями, эмоциями, ощущениями ушедших дней, то в него будущее уже не введешь. Такое сознание перегружено смертным астралом. А у этого существа будущего нет. И именно потому он постоянно стремится развернуть голову человека назад — там его жизненные силы.
Заземлённое земно-водное сознание живёт в протухшем прошлом.
И именно потому оно — яростный враг всего нового, всего воздушно-огненного, враг всех перемен, ведущих в Будущее.
Сознание, притягиваемое в земное прошлое, в будущее не поднимется.
Даже воздушный шар не может оторваться от Земли, если не сбросит плотский балласт. И мы знаем, что если аэронавт хочет подняться на воздушном шаре ещё выше, он должен продолжать сбрасывать вниз, на землю, лишний груз. Точно так же не может подняться в высшие сферы и сознание с земно-водным грузом.
Именно от такого заземлённого сознания человек, идущий в будущее, должен отказаться. Дух — не земная вещь. Но дух можно привязать к Земле. И очень крепко.
И тогда он, птица небесная, не сможет подняться в свои лучезарные сферы.
Но разве вниз должен стремиться вечный бессмертный человек?
Именно потому Христос и утверждает: "никто, возложивший руку свою на орала (на плуг) и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия".
Так что же нам делать — оборачиваться назад или не оборачиваться?
А если оборачиваться, то как это делать? Правильный ответ мы сможем найти лишь при условии, что наше сознание уже обладает качеством вмещения. Этот ответ поднимется над "да" и "нет". И сознание, признав равноправие каждой полярности, не отдаст предпочтения ни одному из полюсов, но, вместив обоих, поднимется вверх, бесстрашно взирая из Неделимого Мира Духа на "да" и на "нет", которые властвуют каждый в своей половине Мира Материи.
Вмещение и знание сокровенной природы ощущений и желаний, которые питают нашу низшую астральную сущность, помогут понять, что именно требует отвергнуть Христос.
Мы поймем, что астрал — эта старая лунная обезьяна — она не способна не только идти вперёд, но и не способна жить в будущем. Она не может произвести ничего стабильного, а потому не выносит ничего постоянного. Она может жить только временными плотскими эмоциями, которые появляются и исчезают в зависимости от внутреннего состояния человека, от его настроения на данный момент или от здоровья, или от каких-то внешних условий и ситуаций. Меняется настроение или здоровье, изменяются внешние ситуации, то соответственно изменяются эмоции.
Ещё раз надо сказать, что постоянство устремления к Свету — это духовное качество. Низшая астральная природа не обладает постоянством!
Поэтому, если "бурь порыв мятежный" развеял любовь, то эта возвышенность ощущений не была истинной.
Это были сильные эмоции астрала и не более того. Это т.н. астральная «любовь».
Все наши переменчивые, неустойчивые ощущения и плотские желания (чтобы их как-то отличать от ощущений и желаний высшей тонкой природы) следует относить к эмоциям, а высшие ощущения — к чувствам.
Это различие обозначено и в современной науке Запада. Хотя ни о какой сокровенной причине этого различия мы не получим сведений ни из философии, ни из психологии.
Причина в том, что сокровенная семеричная природа человеческого организма современной наукой до конца XX века официально не была признана. Поэтому и в Философском Словаре (1983, редакция КПСС) вместо того, чтобы как-то чётко разграничить эмоции и чувства, последние названы "особым видом" эмоций.
"Эмоции" (фр. "emotion", от лат. "emoveo") — буквально означает "потрясаю", "волную".
Материалистическая философия разъясняет, что это субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.
Когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, говорят психологи, то развиваются бурные, кратковременные эмоции. Они тормозят психические процессы и "навязывают" определённый, закрепившийся в эволюции способ "аварийного" разрешения ситуаций (например, бегство, вспышку агрессии, рыдания и т.п.)
Этот способ оправдывает себя лишь в типичных биологических условиях.
Даже не имея представления о сокровенной природе эмоций, являющейся следствием далёкого животного прошлого человека, но лишь благодаря наблюдениям, материалистическая философия утверждает, что природа этих энергий неустойчива.
Лишь "только став предметом устойчивых отношений ", говорит философия, эмоции превращаются в другое состояние. Оно высшее по качеству и имеет другое наименование — "чувства". Вот дословное объяснение из Словаря:
«Высший продукт развития эмоций — чувства. Они отвечают высшим социальным потребностям и выражают отношение человека к общественным явлениям, другим людям, самому себе (нравственное, эстетическое, родительское и др.); они отличаются стабильностью, независимостью от состояния организма и наглядно воспринимаемой ситуации... Как устойчивое эмоциональное состояние по отношению к объекту чувства могут не совпадать с эмоциональной реакцией на него в конкретной эмоциональной ситуации. Чувства у человека носят культурно-исторический характер».
Именно лишь высшие чувства являются человеческой принадлежностью.
А эмоции — это принадлежность животных.
И последняя фраза, приведенная из Философского Словаря, это особенно подчеркивает — только чувства, но вовсе не эмоции "носят культурно-исторический характер". Значит, даже по этой причине эмоции должны быть отнесены к природе животных, но не человека.
Мы уже говорили о том, что без лунного существа никогда бы не сформировалось астральное тело человека, а затем и высшее тонкое тело.
При жизни высшее тонкое тело в соединении с ментальным образует душевное тело личности, которого у животных ещё нет.
Когда привой культурного дерева на дереве диком приживается и вырастает в самостоятельную ветвь, то, чтобы дичка не удушила новый высокий сорт, все её ветки должны быть отсечены. Точно так же, когда у человека сформировалось собственное тонкое тело, то уже нет никакой необходимости в животном астральном теле.
Ведь у нас когда-то был и хвост. И густая шерсть покрывала всё тело. Но когда в этом отпала необходимость, то хвост и шерсть постепенно исчезли. От хвоста осталась лишь парочка спрятанных под кожей позвонков (копчик), а от шерсти — волосы на голове и незаметный легкий пушок на всем теле у женщин и более заметный у мужчин, сохранивших также частичную растительность и на лице.
Если бы у нас сейчас был бы хвост, то мы совершенно справедливо сочли бы его абсолютно бесполезным органом. Хвост создавал бы нам массу неудобств, а потому мы его просто отсекали бы! Вот так же и звериный астральный остаток следует отсечь!
Но наш животный астрал – это не пассивный хвост. Астрал не отсечешь одним взмахом ножа. Это некое живое существо, обладающее неисчислимым количеством сильных животных страстей, желаний, эмоций. Эти энергии являются жизнью астрала.
И ему нужно добывать эти энергии для себя, и только через человека, через его личность. И самый подходящий для него именно тот человек, кто склонен постоянно озираться назад и выращивать только земную пищу, с помощью руки, возложенной на плуг. Человек должен развивать не руку — это за него сделала природа. Ему нужно развить мысль, чтобы вспахивать Пространство и взращивать на нём новые Вселенные...
«В духе победа над сложностью жизни. Их (эти сложности) можно не трогать, ибо кривого не сделать прямым, но, сбросивши власть их над духом и став поверх их, то есть в духе их победивши, можно победить их и вовне. В себе побеждаются трудности жизни, в себе побеждается жизнь, и мир побеждается тоже в себе.
«Я Победил мир, – говорит Владыка Мира, – не трогая мира и не борясь с ним вовне, а только внутри преодолевая внешнее. Внутри себя, в духе, его побеждаем и тем побеждаем мир вовне, который вокруг. И, не подняв руку в защиту Себя,
Спаситель мир Победил. В себе преодолевается всё, внутри, прежде чем преодолеть его вовне. В духе скрыта победа. В духе красиво встречают волну». (ГАЙ, т.11, п.2.)
«Конец Кали Юги будет отмечен небывалым нагнетением кармических условий как в общепланетном масштабе, так и в личной жизни каждого человека. Предстоит последняя уплата по счетам за прошлую задолженность (за множество прошлых воплощений).
Не может войти в будущее человек, обремененный долгами (т.е. привязанностями к материи Земли). Сатиа Юга не имеет утешения для должников. Остаться за порогом Нового Мира – это самое страшное, что может ожидать человека. Там останутся сознательные служители тьмы. Но каждый войдёт, в ком есть хоть искорка Света.
Время конечных счетов определит судьбу каждого человека. Грозное время идёт, время решения судеб человеческих». (ГАЙ, т.12, п.2.)
«Когда разрушительную волну силы враждебной удаётся остановить и направить на полезную работу – это победа над тьмою. И тогда ученик достигает той ступени, на которой и тёмные, и Светлые силы начинают ему служить, и уже ничто не может остановить его продвижения по пути в Беспредельность.
Постепенно расширяется сознание, и проблемы личные, земные начнут заменяться проблемами космическими, выходящими из рамок текущего момента Земли.
Мысль устремляется в будущее, в котором всё достижимо. Мысль магнетична. Она привлекает из Пространства возможности будущих нахождений и прорывает каналы сообщения с Дальними Мирами, где уже достигнуто то, что ещё не достигнуто на Земле.
Таким образом, расширяется горизонт видения, и перед человеком ставятся уже конкретные задачи его эволюции: психическая энергия, сотрудничество с Пространственным Огнём, преображение человека и планеты, на которой он обитает и украсить которую дана ему власть. Много ближайших и неотложных задач по украшению сада земного возникает сейчас перед человечеством, которое в неведении своём и темноте разрушает Землю, убивает и отравляет на ней жизнь. Оно готовит себе ужасную судьбу, если не опомнится и не обратится к светлому созиданию и строительству.
Пусть мысли об этом и об ответственности за Землю, за свой Космический Дом, наполняют пространство и достигают возможно большего числа сознаний. Надо чтобы поняли люди то, что творят они в безумии своём на Земле, как стремятся взорвать и разрушить её, и тем лишить себя единственного своего прибежища в Космосе.
Где продолжит свой путь, где найдёт свой приют человечество, если взорвется планета? Для жизни на Высших Планетах готовы немногие, а приспосабливаться к новым условиям на низших планетах потребуются эоны времен». (ГАЙ, т.12, п.14).
«Вступив на путь Беспредельности, можно ли удивляться тому, что каждый день перед сознанием (человека) развертываются её всё новые и новые грани, и нет им конца и предела. Именно понятие Беспредельности открывает возможности всё нового и нового познавания Космоса, и окружающего человека мира, познавания бесконечного, не ограниченного ничем. Грани и аспекты Вселенной столь многообразны, что никакое воображение не в силах их охватить. И как бы ни была высока культура мысли, за высотами, достигнутыми ею, оказываются новые, ещё более высокие, уходящие в бескрайнюю высь. Будет ошибкою умиляться и довольствоваться достижениями современной цивилизации, ибо через несколько веков покажутся они людям младенческими и жалкими в своём невежестве понимания вечных Космических Законов.
И только Сокровенное Знание, прокладывающее пути к истинной культуре мысли, останется путеводителем человечества на все времена». (ГАЙ, т.12, п.27).
Использованная и рекомендуемая литература:
1. «Агни Йога. Справочник» (в 3-х кн.), Харьков, «Торсинг», 2002.
2. «Агни Йога» («Живая Этика»), в 4-х т. Москва, «Сфера», 2000.
3. «Бхагавадгита», Юрга, 1993.
4. «Введение в Агни Йогу». Новосибирск, 1997.
5. «Грани Агни Йоги», в 18-ти томах, Новосибирск, «Алгим», 1994-2009.
6. «Дети Света», М., «Сфера», 1997.
7. «Законы Новой Эпохи», сост. М.Скачкова, Минск, «Звёзды Гор», 2006;
8. «Кибалион» (Изумрудная скрижаль Гермеса), изд-во АДЕ «Золотой век», М., 1993.
9. «Криптограммы Востока». Рига, «Угунс», 1992.
10. «Огненное крещение», сборник, сост.Е.Стожарова, Москва, 2000.
11. «Огненное преображение жизни на Земле» (обзор научных материалов). Сборник 1,2. К., 2005.
12. «Письма Е.Рерих» 1932-1955гг., в 10-ти томах, Новосибирск, 1993;
13. «Письма Елены Рерих», в 2-х т., Минск, «Лотаць», 1999.
14. «Свет на Пути. Голос безмолвия». Пер. с англ. Е.Писаревой. Рига, «Виеда», 1991.
15. «Слово о Любви», сборник статей, Томск, 1994;
16. «Современные космические легенды Востока», Новосибирск, «Согласие», 1999.
17. «Спираль познания», в 2-х томах, М., «Прогресс–Сиринъ», 1992-96.
18. «Теогенезис», (пер. с англ. Е.В.Фалёва). М., «Дельфис», 2002.
19. «Учение Храма», в 4-х т. (пер. с англ. Ю. Хатунцева). М., «Сфера», 2004.
20. «Чаша Востока». (Письма Махатм. Избр.письма) Рига-Москва: «Угунс & Лигатма», 1992.
21. А.И.Клизовский, «Основы миропоним. Нов. Эпохи», Минск, «Мога Н – Вида Н», 1995.
22. Беликов П.Ф. «Рерих» (Опыт духовной биографии). Новосибирск, 1994.
23. Блаватская Е.П., «Тайная Доктрина», 3 том, (пер. с англ. А.П.Хейдока). М., 1993.
24. Блаватская Е.П., «Тайная Доктрина», в 2-х томах. (пер. с англ.Е.И.Рерих). М.,1992.
25. Блаватская Е.П., «Учение Махатм», М. «Сфера», 1998.
26. Дауэр В. «Эзотерика для начинающих». М. «Рефл – бук», «Ваклер», 1994.
27. Джадж Уильям К. «Океан Теософии», сборник, Дельфис, Москва, 2006.
28. Дмитриев А.Н. «Провозвестия, пророчества, прогнозы...» Н-с-ск, «Наука». СО РАН, 1997
29. Дмитриева Л.П. «”ТД” Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах» в 3-х томах, Магнитогорск, «Амрита», 1994.
30. Дмитриева Л.П. «Посланник Утрен.звезды Христос и его Учение в свете Учения Шамбалы». В 7-ми т., М. Изд. дом им. Е.И.Рерих, 2000
31. Елена Рерих "У порога Нового Мира". М., Изд. МЦР, Мастер-банк, 2000.
32. Елена РЕРИХ «Агни Йога / Высокий Путь (1920 - 1944)», в 2-х томах, М.,Сфера, 2002.
33. Елена РЕРИХ «Агни Йога / Откровение (1920 - 1941)». М., Сфера, 2002.
34. К.Фламмарион. «Неведомое», М.,1998.
35. Ковалева Н. «Четыре пути кармы». РИПОЛ КЛАССИК, М., 2003.
36. Ковалева Н.Е. «Другая реальность». РИПОЛ КЛАССИК, М., 2005.
37. Макс Гендель. «Космоконцепция розенкрейцеров или мистич. Христ-во». М., «Литан», 2002.
38. Н.Рерих, «Листы дневника», в 3-х т., М. МЦР, 1996.
39. Н.Уранов, «Жемчуг исканий», Рига, «Мир Огненный», 1996.
40. Н.Уранов, «Нести радость», Рига, «Мир Огненный», 1998.
41. Н.Уранов, «Огонь у порога», Новосибирск, 1999.
42. Наталия Рокотова «Основы буддизма». Изд. «Сиринъ садхана», Москва, 2002.
43. Персиваль X. «Адепты, Мастера и Махатмы». Пер. с англ. Л.Зубковой. М., 2002.
44. Р.Д. «Дух нерожденных», М., 1912.
45. Рерих Е.И. «Письма», в 10-ти томах, «Сфера», М., 1996;
46. Рерих Е.И., «Путями Духа», М., «Сфера», 1999.
47. Рерих Н.К., «Знак эры» (состав. Н.Ковалева). РИПОЛ КЛАССИК, Москва, 2004.
48. Рерих Н.К., «Листы дневника», в З-х томах, М.: МЦР, Мастер-Банк, 1996.
49. Рерих Н.К., «Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии». Рига: «Виеда», 1992.
50. Рерих Н.К., «Шамбала», М., МЦР, Фирма ''Бисан-Оазис", 1994.
51. Роберт Монро в 3-х кн. «Путешест.вне тела. Далек.путешествия.Окончат.путешествие».К., «София», 1999-02.
52. Уpанов Н.А., «Размышляя над Беспpедельностью». Москва, «Сфера», 1997.
53. Уранов Н.А., «Огненный подвиг», в 2-х томах, Рига, «Мир Огненный», 1995.
54. Уранов Н.А.,«Жемчуг исканий», Рига, «Мир Огненный», 1996.
55. Фосдик З.Г. «Мои Учителя. (Встречи с Рерихами)». М., «Сфера», 1998.
56. Хансон В. «Махатмы и человечество». Магнитогорск «Амрита - Урал», 1995.