Текстовая версия выпуска
За пределами Тибета и Монголии тибетской легенде о Шамбале уделялось сравнительно мало внимания — и уж точно меньше, чем Она того заслуживает.
Идея о таинственном Царстве, скрытом за дальними снежными горами, сама по себе настолько привлекательна, что должна вызвать повсеместный интерес на Земле.
Широкая аудитория мало знакома с Тибетом и не имеет особой подготовки по части тибетской религии и мифологии. От слушателей не требуется знаний в этих областях, поэтому надо избегать специальных терминов, чтобы не затруднить понимание.
Материалом лекции стали разнообразные устные и письменные источники.
Было желание несколько раскрыть внутренний смысл легенды о Шамбале так, чтобы её голос звучал в контексте того, что заботит людей современности.
За ледяными стенами Гималаев лежат пустыни и отдалённые горы Центральной Азии. Там, почти очищенное от жилищ резкими ветрами и большими высотами, на тысячи квадратных миль на север раскинулось Тибетское плато. Оно простирается вплоть до Кунь-Луня, малоисследованной горной цепи, которая длиннее Гималаев, а пики которой почти столь же высоки. За её малоизвестными долинами лежат две самые бесплодные пустыни в мире — Гоби и Такла-Макан. Далее на север — горные хребты Памир, Тянь-Шань, Алтай. Они разрывают горизонт, пока не уступают великой тайге и тундрам Сибири. Малонаселённый и отрезанный от мира географическими и политическими барьерами, этот огромный регион остаётся самой таинственной частью Азии, огромным белым пятном, в котором потеряться и найтись может что угодно.
Далеко в пустынях Центральной Азии исследователям встречались остатки великих цивилизаций, исчезнувших, подобно миражам, в глубинах времён. Некоторые оставили записи, позволяющие идентифицировать их, а другие просто стерлись и исчезли из истории. На востоке от Такла-Макан археологи открыли пещеры Дун-Хуана, полные древних свитков и картин, которые рассказывают о ранних буддийских империях.
К северу, за пустыней Гоби, лежат развалины Каракорума, столицы одной из величайших империй — империи Чингис-Хана. Свен Хедин, шведский исследователь, проведший большую часть своей жизни в исследованиях Центральной Азии, обнаружил к северу от Хотана (главного оазиса на караванном пути из Европы в Китай) погребённый в песках город. Он писал:
«Никто из исследователей до сих пор и не подозревал о существовании этого древнего города. Я стою здесь, как принц в заколдованном лесу, пробудив к новой жизни город, спавший тысячу лет».
За тысячу лет до Хедина один китайский путешественник сказал об этих областях следующее: «Почти всегда слышатся резкий свист и громкие крики, и когда пытаешься выяснить, откуда они исходят, приходишь в ужас, не найдя их источника. Очень часто случается, что люди здесь пропадают, ибо это место — обитель злых духов. Через 4.000 ли приходишь в древнее царство Ту-хо-ло. Уже давно эта страна превратилась в пустыню. Все её города лежат в руинах и заросли дикими растениями».
Многие чувствовали присутствие какого-то таинственного влияния, скрытого в Центральной Азии. Индийская мифология помещает к северу от Гималаев мистическую гору Меру, центр мира, где во дворце из драгоценных камней, якобы, живёт царь богов Индра. Древние китайцы верили, что их Бессмертные, такие как основатель даосизма Лао Цзы, ушли жить вечно на нефритовую Гору, которая находится где-то к западу от Китая на высотах Кунь-Луня.
Старинная буддийская легенда утверждает, что Царь Мира родится сжимающим в руке сгусток крови. Также полагают, что Чингис-Хан родился именно так, вырвавшись из сердца Центральной Азии, чтобы покорить почти весь мир и создать империю.
Она простиралась от Дуная до восточных китайских морей.
Мусульмане Персии, которую он опустошил, считали, что Чингис-Хан – Божья кара, посланная им за грехи. Современные учёные в поисках истоков религий обратились к духовным путешествиям шаманов Центральной Азии, которые, будучи целителями, в трансе входили в иные сферы, чтобы вызволить злом похищенные души больных и умирающих.
В XIX веке колонизаторы-англичане, захватившие Индию, проявили интерес к Тибету, к таинственной стране к северу от их индийских владений, которая управлялась буддийскими священнослужителями, ламами и была отрезана от внешнего мира.
Здесь непонятно то, как большой и мудрый индийский народ допустил в свою страну подлых и кровожадных англо-саксов, махровых сынов сатаны.
Теософы в конце XIX века, в Англии и Америке, распространяли своё убеждение, что где-то за Гималаями живут Сверхлюди, обладающие силами и знаниями, намного превышающими известные земной науке. Оттуда они тайно руководят судьбами планетарного мира. Это, а также рассказы исследователей, которых ламы старались не подпускать близко к своим тайнам, создали образ Тибета как предельно мистического святилища, защищенного высочайшими горами на Земле.
Всё это, вероятно, вдохновило Джеймса Хилтона написать «Потерянный горизонт», роман о некоем Шангри-Ла, о тибетском монастыре, скрытом за снежными вершинами в идиллической долине, где люди, не старея, живут тысячи лет. Только приглашённые смогут найти путь в это Святилище, скрытое где-то в Гималаях или где-то в Тибете. Они мирно живут, посвящая свою жизнь искусству, литературе, музыке и наукам, принесённых с собой со своих родных высокоразвитых планет Солнечной системы.
Также, как объясняет высокий лама, целью Шангри-Ла является сохранение лучших достижений западной и восточной земных культур в то время, когда люди, упиваясь техникой уничтожения друг друга, войдут в такой раж, что в опасности окажется всё прекрасное, любая книга или картина, любая гармония – всё сокровища, накопленные за прошедшие сотни тысячелетий жизни землян.
И когда земные войны, наконец, закончатся и сильные эгоисты (мира сего) пожрут друг друга, то сокровища, сохраненные в тайных святилищах Шангри-Ла, позволят человечеству восстать из руин прошлого и построить новый и лучший планетарный мир.
Что-то в романе Джеймса Хилтона так сильно отозвалось в умах многих западных людей, что Шангри-Ла стало общим названием для обозначения некоего скрытого святилища или земного рая. Американец Франклин Рузвельт во время своего президентства построил в горах Мэриленда уединенную резиденцию и назвал её по имени идиллического монастыря из романа Хилтона, но после его смерти она получила своё нынешнее название «Кэмп-Дэвид». По иронии судьбы во время Второй мировой войны Рузвельт объявил, что рейд атомных бомбардировщиков на Японию генерала Джеймса Дулиттла начался из Шангри-ла.
Сегодня, более чем через семьдесят лет после того, как Хилтон написал свою книгу, мы всё ещё находим по всему миру тысячи Шангри-ла — так называют земные торгаши свои бесчисленные рестораны, отели и санатории. Это долго-временное впечатление от романа «Потерянный горизонт» поднимает интересный вопрос — был ли он просто романтической фантазией или его сюжет основывается на чем-то более глубоком, о чем сам Хилтон мог и не догадываться?
Лама тулку Тенгпоче, настоятель буддийского монастыря у подножия Эвереста рассказывал: «Одна древняя тибетская книга говорит о стране великих Владык и Лам, которая называется Шамбала. Говорят, что путь туда столь долог и труден, что отправиться туда можно, только будучи совершенным Риши (т.е. Святым Подвижником)».
В то время как на Западе таинственным и скрытым святилищем считали Тибет, сами же тибетцы ищут его где-то в другом месте. Их священные тексты указывают на Шамбалу, таинственное царство, скрытое за снежными вершинами где-то к северу от Тибета. Они считают, что династия Великих Владык хранит там самые тайные учения буддизма до того времени, когда вся истина во внешнем мире будет утеряна из-за войн, жажды власти и пошлой наживы.
Тогда, согласно древнейшим Пророчествам, будущий Владыка Шамбалы выйдет оттуда с великой армией, чтобы разбить силы зла и установить «Золотой Век».
Под Его просвещённым правлением Земля, наконец, станет местом мира и изобилия.
Она наполнится драгоценностями Мудрости и Сострадания.
Древнейшие Тексты добавляют, что в Шамбалу, в Духовный Центр планеты, ведёт долгое внутреннее путешествие через пустыни и горы своей души.
Всякий, кто, преодолев многочисленные трудности и препятствия на духовном Пути, сможет достичь этого удалённого Святилища, найдёт там секрет, который позволит ему овладеть пространством-временем и освободиться от их уз.
Кстати, тексты пророчеств предупреждают, что в Шамбалу могут попасть только те, кто позван и имеет необходимую духовную подготовку, а любопытные искатели приключений найдут только ослепляющие песчаные бури, пустые горы или даже смерть.
Самые ранние упоминания о Шамбале встречаются в священных книгах тибетского буддизма, в Канджуре и Танджуре, которые насчитывают более трехсот томов.
Эти труды, известные как Тибетский Канон, для тибетцев являются тем, чем для западных людей является еврейская Библия. Они включают в себя высказывания Будды и комментарии к ним позднейших святых и учёных.
Сами по себе эти книги состоят из длинных и узких страниц из толстой бумаги (многие из них украшены золотыми и серебряными буквами), которые обернуты в шелк и переплетены между двумя деревянными дощечками.
Старейшие тома, касающиеся Шамбалы, были написаны на тибетском языке десятки веков назад, как переводы трудов с санскрита, священного языка древней Индии.
Полагают, что оригиналы этих книг хранятся в Шамбале многие сотни тысячи лет.
С тех пор множество поэтов, йогов и ученых Тибета и Монголии составили дополнительные труды об этом тайном Царстве, многие из которых теперь утеряны или забыты. Но великие тайны Шамбалы никогда не доверялись бумаге — их передавали от Учителя к посвященному ученику только устно.
Ламы говорят, что без этих устных Учений многие тексты, которые написаны туманным символическим языком, не могут быть поняты правильно.
В дополнение к этому миряне знают множество народных историй о Шамбале — некоторые из них о грядущих войнах и Золотом веке, а другие — об отправившихся туда искателях Истины и сокровищах, с которыми они возвращались.
Немногочисленные художники создали картины, изображающие Владык Огня и их таинственное Царство, окруженное гигантскими снежными горами.
У большинства тибетско-гималайских лам нет уверенности в отношении места расположения этого Царства, и они придерживаются разных мнений о том, где бы оно могло быть — от Северного Тибета до Северного полюса.
Восточные мифы отмечают гораздо больше подробностей о самой Шамбале и дают порой примечательно ясную и подробную картину.
Согласно их описаниям Её окружает огромное кольцо заснеженных гор, сверкающих льдом, которые не пускают тех, кто не достоин войти. Некоторые ламы считают, что эти вершины постоянно скрыты в тумане, другие говорят, что они видимы, но столь далёки, что немногим удавалось подойти достаточно близко, чтобы их увидеть.
Древние Тексты подразумевают, что пересечь кольцо высочайших Гор можно, только перелетев через них, но ламы указывают, что это может совершаться лишь при помощи духовных сил. Того, кто попытается перелететь их на самолете или воспользоваться иными материальными средствами, по ту сторону ждёт гибель.
Чтобы подчеркнуть необходимость духовных сил для преодоления гор, одна из картин изображает группу путников, идущих в Шамбалу по радуге. Буддийский миф о Шамбале:
«Внутри кольца заснеженных гор, вокруг центра царства, проходит кольцо ещё более высоких гор.
Реки и меньшие горные цепи разделяют область между двумя кольцами на восемь районов, расположенных подобно лепесткам вокруг центра цветка.
Тексты обычно описывают Шамбалу как восьмилепестковый лотос, окруженный ожерельем снежных гор. Этот образ имеет символическое значение, имеющее отношение к более глубокому смыслу этого восточного мифа. Каждая из этих восьми областей, в свою очередь, содержит по двенадцать княжеств, таким образом, получается девяносто шесть князей, или меньших царей, верных Владыке Шамбалы.
Эти малые царства изобилуют городами с покрытыми золотом пагодами, расположенными среди садов со множеством богатых полян и цветущих деревьев всех видов.
Снежные горы, окружающие центральную часть лотоса, превращены в лед и сияют кристальным светом. Внутри этого внутреннего кольца вершин лежит Калапа - столица Шамбалы.
К востоку и западу от города находятся два красивых озера в виде полумесяца и ущербной Луны, наполненных драгоценными камнями. Над ароматными цветами, плавающими в их водах, скользят водоплавающие птицы. К югу от Калапы находится прекрасный парк сандаловых деревьев, называемый Малайа (прохладная роща). Здесь первый Владыка Шамбалы построил огромную мандалу, мистический круг, воплощающий суть тайных учений, хранящихся в этом царстве, и символизирующий трансцендентальное единство Космического Разума и Вселенной. К северу возвышаются десять каменных гор со святилищами и изображениями важных святых и божеств.
Отделанный драгоценными камнями дворец Владыки Шамбалы, находящийся в центре Шамбалы, сияет так, что ночью становится светло как днем, а Луна выглядит лишь слабо-различимым пятном в небе.
Крыши дворцовой пагоды сияют чистым золотом, а с карнизов свисают украшения из жемчуга и алмазов. Внешние стены украшены резными коралловыми барельефами с изображением танцующих богинь. Дверные проемы обрамлены изумрудами и сапфирами, а над окнами из алмазов и лазурита устроены навесы из золота.
Изнутри дворец поддерживают колонны из коралла, жемчуга и полосатого агата. Внутренние помещения украшены коврами и подушками из тонкой парчи.
Разные виды кристаллов, вставленных в полы и потолки, позволяют управлять температурой в комнатах, подавая холод или тепло. В центре дворца находится золотой трон царя, поддерживаемый восемью резными львами и инкрустированный редчайшими драгоценными камнями.
Повсюду, на многие мили от него, распространяется аромат сандаловых курений.
Пока царь остаётся на этом троне мудрости и власти, все его желания позволяет ему осуществлять магический камень, данный ему божествами-змеями, которые охраняют скрытые сокровища.
Министры, генералы и бесчисленные другие подчиненные окружают его, готовые выполнить любое его приказание. К его услугам также лошади, слоны и средства передвижения всех видов, включая летательный аппарат, изготовленный из камня. В дополнение к этому кладовые его дворца содержат сокровища из золота и драгоценных камней, превосходящие всякое воображение.
С тибетской точки зрения Владыка Шамбалы обладает всей властью и всем богатством, которые приличествуют императору Вселенной.
Обитатели царства живут в мире и гармонии, свободные от голода и болезней. Их никогда не постигает неурожай, и их пища является здоровой и питательной. Все они здоровые, красивые и носят тюрбаны и изящные мантии из белой ткани. Говорят они на священном языке санскрите.
Каждый обладает большими богатствами в виде золота и драгоценных камней, но они не нужны им.
Законы Шамбалы мягкие и справедливые — физических наказаний в виде побоев или заключения нет.
Согласно ламе Гардже Кхамтрул ринпоче «в этой стране нет даже признака недобродетели или зла.
Слова "война" и "вражда" неизвестны. Счастье и радость там могут соперничать с теми, какими обладают боги» 5.
Фактически тибетцы заимствовали санскритское слово «Шамбала» для передачи понятия «источник счастья»6. Но это не значит, что Шамбала просто рай безжизненного блаженства, как это может представиться из нашего описания. В тибетской мифологии существуют и другие подобные места.
Если человек совершает добрые дела и накапливает достаточно заслуг, он родится в райском мире богов, где получит все, чего он желал на земле, - молодость, красоту, богатство, власть и чувственные удовольствия. Однако есть одно «но» - после веков божественной жизни в блаженстве его запас заслуг будет исчерпан.
Согласно буддизму, благих дел, даже совершённых из сострадания, недостаточно — человек должен также приобрести мудрость, которая позволит ему пробудиться к истинной природе реальности и познать себя таким, каков он есть на самом деле. Когда это произойдет, он превзойдёт все страдания и достигнет Нирваны, конечной цели за пределами Рая и Ада. Достигнув, таким образом, просветления, он станет Буддой, пробужденным, более не подверженным превратностям жизни и смерти.
Хотя многие тибетцы считают Шамбалу небесами, где живут боги, большинство лам считают ее чистой землей, особым раем, предназначенным для тех, кто находится на пути в нирвану.
Согласно текстам это царство обеспечивает такие условия, в которых можно сделать наиболее возможным прогресс на пути к просветлению. Всякий, кто достигнет Шамбалы или родится там, уже не может упасть в более низкое состояние существования и достигнет Нирваны либо в этой жизни, либо очень скоро после неё. Ламы добавляют, что Шамбала — единственная из чистых земель, которая существует на Земле. Кто-то спросил Далай-ламу, что, должно быть, это просто нематериальный или воображаемый рай для ума, он сразу же ответил: «Определённо нет. Шамбала существует в этом мире».
В силу своей сосредоточенности на достижении просветления обитатели Шамбалы посвящают большую часть своего времени изучению и практике высшей мудрости, известной тибетскому буддизму, как Калачакра*, или «колеса времени».
* (См.: Ю Н.Рерих. «К изучению калачакры». Там же приводятся и сведения о Шамбале. Здесь и далее калачакра с маленькой буквы означает учение, а Калачакра с заглавной — главное божество калачакры)
Калачакра – это самое сложное и тайное из тибетских учений. Ламы открывают его внутреннюю суть только посвящённым и добавляют, что даже среди посвящённых, находящихся вне Шамбалы, очень немногие смогут понять глубокий символизм его текстов и медитаций. Далай-лама, дающий множество посвящений, считает Калачакру одним из самых действенных и быстрых методов достижения просветления — конечно, если её практикуют правильно и с должной мотивацией.
Калачакра, более чем любая иная форма тибетского мистицизма, связана с нахождением вечности в проходящем моменте и нерушимого посреди разрушения.
Вследствие этого практикующие Калачакру ищут совершенного состояния нирваны прямо здесь, среди несовершенств мира. Вместо того чтобы отрекаться от мирской деятельности ради монашеского или отшельнического аскетизма, люди просвещённые скорее воспользуются всем, даже развлечениями и роскошью семейной жизни, в качестве средства достижения просветления. Они стараются освободиться от иллюзии посредством тех самых вещей, которые привязывают к ней других.
Считается, что благодаря своему позитивному отношению к материальному миру жители Шамбалы создали передовую науку и технологию, которые они ставят на службу духовным целям. Происхождение тибетских медицинских трактатов, описывающих анатомию и психологию человека, утонченные теории, методы диагностики и способы лечения и профилактики таких серьезных болезней, как оспа, приписывают этому царству. Другие тексты Калачакры из Шамбалы дали тибетцам их систему астрономии и астрологии, а также один из календарей, которым они пользуются и сейчас.
Согласно легендам и описаниям царского дворца в Калапе особые окна в крыше являются объективами мощных телескопов, позволяющих открывать жизнь на других планетах и даже в других звёздных системах.
У царя Шамбалы есть стеклянное зеркало, в котором он может видеть всё, что хочет, на расстоянии многих миль. Ламы, знакомые с современной техникой, описывают это зеркало как нечто вроде телеэкрана, позволяющего наблюдать события во внешнем материальном мире. Описания «каменных лошадей со скоростью ветра» наводят на мысль о технологии изготовления летательных аппаратов из металла.
Другие тексты описывают технику трансмутации одних химических веществ в другие и способы использования природных энергий, таких как энергия ветра.
Считается, что каждая область Шамбалы специализируется на какой-либо области знаний, например психологии или философии.
Изучение этих наук помогает обитателям Шамбалы овладеть высшей наукой из всех — наукой контроля ума, или наукой медитации, которая является сердцем калачакры.
Её практикой Они достигают непосредственной осознанности и владения своим умом и телом; эти способности позволяют им также исцелять различные недуги.
В качестве побочного эффекта они приобретают необычайные силы, такие как способность читать чужие мысли, предвидеть будущее или передвигаться с огромной скоростью. Эти психические силы защищают обитателей Шамбалы от агрессоров — если кто-то пытается напасть на них, они просто материализуют точные копии его оружия и обратят их против него или просто делаются невидимыми.
Главная цель овладения контролем ума — это познание себя для достижения просветления и обретения Мудрости, нужных для того, чтобы помогать другим в достижении Нирваны, т.е. достижения поставленной Высокой Цели.
Люди Шамбалы не бессмертны, но живут долго, сколько нужно для выполнения высоких Задач, и уходят, зная, что родятся вновь в условиях, необходимых для совершенствования человечества. Не являются они и полностью просветлёнными, но имеют некоторые человеческие недостатки и иллюзии, но их гораздо меньше, чем у людей внешнего мира. Все они стремятся достичь просветления и воспитать своих детей в том же духе. Таким образом, общество Шамбалы наиболее близко к тому идеалу, который только может быть достигнут в этом земном мире.
С другой стороны, Учителя Света считаются просветлёнными, и тибетцы верят, что каждый из них является воплощением какого-нибудь известного Бодхисаттвы, то есть человека, достигшего порога Нирваны и уже не нуждающегося в плотских рождениях, но сам избирающий рождение, чтобы помогать вести к просветлению других землян.
Поскольку Бодхисаттвы находятся непосредственно перед полным состоянием Будды, то все Великие Учителя являются воплощениями различных Космических Духовных Сил, таких как сострадание и мудрость.
Они обладают способностью давать благословения и озарения, нужные для того, чтобы понять и практиковать самые продвинутые учения Калачакры. Тибетцы верят, что их высшие ламы также являются бодхисаттвами и что один из них, а именно Панчен-лама, был в прошлой жизни правителем Шамбалы и родится вновь как будущий Её владыка, чтобы уничтожить силы зла и принести Золотой Век на эту планету.
Тексты Калачакры дают нам подробную, но иногда мифическую историю Владык Шамбалы, которая, по мнению некоторых западных ученых, может основываться на реальных фактах. Поскольку тому, что было до прихода в Тибет буддизма около 500 года, в этих текстах уделено мало внимания, они почти ничего не говорят о происхождении Шамбалы. Немногие ламы, упоминавшие об этом, сказали, что Шамбала существовала с самого начала мира, но о её древней истории известно очень мало. Они полагали, что у неё были Владыки и религия, которые сделали её лучшим местом, чем какое-либо иное, но добавляли, что эта религия не была буддизмом.
Буддийская история Шамбалы начинается с жизни Будды Сиддхартхи Гаутамы.
Согласно каноническому описанию после многих жизней приготовления он родился принцем в царстве, находившемся на границе современной Индии и Непала.
Услышав пророчество, что его сын станет великим духовным Учителем, если увидит признаки болезни, старости и смерти, царь, который хотел, чтобы его сын стал императором всего мира, заключил его в роскоши дворца и запретил даже упоминать о таких вещах.
Когда Сиддхартха вырос и узнал все радости жизни, в том числе брака и отцовства, он начал ощущать беспокойство и ускользнул из дворца.
Боги, желая напомнить ему о его предназначении, явились перед ним в образах больного калеки, немощного старика, разлагающегося трупа и странствующего монаха.
Пораженный осознанием того, что и ему придется заболеть, состариться и умереть, принц больше не мог наслаждаться временными радостями жизни и, последовав примеру монаха, оставил свою семью ради поисков Нирваны, состояния за пределами всяких перемен и страданий.
После нескольких лет испытания всех видов мистических практик, самоистязания и аскетизма Он осознал, что эти крайности могут привести лишь к голодной смерти.
Однажды, приняв у девушки немного молока, Он сел под деревом и глубоко вник в свой собственный ум, чтобы найти то, что так долго от него ускользало.
Поняв, что Сиддхартха находится на грани просветления, Мара, бог иллюзии и тьмы, послал чувственных девушек, чтоб соблазнить Его, а когда это не помогло,— то послал устрашающие армии демонов, чтобы отвратить Его от высочайшей Цели.
Но Сиддхартха оставался непоколебим. Когда наступил рассвет, Он достиг просветления и нашёл причину всех страданий и средство от них.
Сначала Он решил держать открытое им Знание при себе, думая, что это слишком тонко, чтобы быть понятым другими, но Боги Огня и Света убедили Его в том, что следует учить этому всех способных и желающих
Буддисты Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии считают, что остаток жизни Он провёл, открыто проповедуя, и что все Его учения зафиксированы в старейших буддийских писаниях, известных как Палийский Канон. Однако тибетцы говорят, что мудрость, открытая Буддой, действительно оказалась чересчур сложной для широкой публики, и более глубоким и мистическим её аспектам Он учил только тех, кто достаточно продвинулся духовно, чтобы ею воспользоваться.
Сделал Он это в божественном теле, которое большинство людей неспособно воспринимать, и потом эти учения не были записаны в Палийском Каноне, а передавались только устно. Гораздо позже они были записаны.
Согласно Далай-ламе эти проповеди, занимающие значительную часть Тибетского Канона, были даны в духовном измерении, которое недоступно обычным органам чувств, но столь же реально, как и повседневный мир, который мы обычно видим.
Перед своей смертью и окончательным переходом в Мир Высший Будда принял форму божества Калачакры и дал высшее из своих мистических учений великому собранию мудрецов и богов в Южной Индии.
Согласно тибетским текстам через тысячу лет после смерти Будды калачакра ещё оставалась сокрытой. За этот период буддизм распространился из Индии в Центральную Азию и Китай.
К тому времени, когда он достиг Тибета (около VII - VIII века), то он уже включал в себя богов и верования других религий и склонялся к весьма усложнённым формам мистицизма.
По мнению западных ученых, Калачакра, которая впервые (исторически признанно) явилась позднее, в X веке, представляет самый крайний пример развития буддизма в этом направлении.
Вне зависимости от того, действительно ли она возникла ранее, это учение определенно демонстрирует влияние позднейшего развития буддизма в Индии и Центральной Азии.
Миф о Шамбале был известен и на Западе. В конце Средневековья в Китай и Тибет из Европы отправилось множество католических миссионеров, чтобы обратить иноверцев в христианство.
Двое из них, Жуан Кабраль и Эстебан Каселла, искали путь из Индии через Тибет в «Катай», т.е. Китай, и услышали о Шамбале, которую они называли «Xembala». В 1627 году, думая, что это просто другое название Китая, они отправились в Тибет в поисках пути в Шамбалу. Достигнув Ташилунпо, резиденции Панчен-лам и главного монастыря лам, интересующихся мистическим царством, они поняли свою ошибку и вернулись в Индию. Их письма примечательны тем, что являются первым упоминанием Шамбалы на Западе14.
Через двести лет путешествие через Тибет совершил ещё один католический миссионер, аббат Гюк, и услышал нечто похожее на искаженную версию пророчества о Шамбале.
Согласно этой версии последователи панчен-ламы образуют общество, известное как «келаны».
Они верят, что однажды их предводитель перевоплотится к северу от Тибета, в стране между Алтаем и Тянь-Шанем, по всей видимости - в Шамбале. Когда это случится, китайцы захватят Тибет, и буддизм станет исчезать, чтобы остаться только в сердцах келанов.
Тогда Панчен-лама созовет их всех к себе, и те, кто умер, снова вернутся к жизни.
И имея под своей командой огромную армию келанов, он победит китайцев, станет всемирным владыкой и распространит буддизм по всему миру15.
Поскольку Джеймс Хилтон в качестве основного источника информации о Тибете использовал книгу аббата Гюка, эта версия пророчества о Шамбале вполне могла вдохновить его на написание «Потерянного горизонта». Во всяком случае, он использовал Гюка и других католических миссионеров как прообразы высокого ламы Шангри-ла — капуцинского монаха по имени отец Перро.
В его романе отец Перро поселяется в скрытой долине и решает обратить ее обитателей, но в результате постепенно обращается сам, пока не становится неотличим от буддийского ламы.
Почти то же самое произошло с некоторыми из миссионеров, отчеты которых читал Хилтон. Например, один из них, отец Десидери, поступил в монастырь в Лхасе, чтобы изучить и опровергнуть учения тибетского буддизма, но так заинтересовался этими исследованиями и проникся таким уважением к практикующим эту религию, что не смог заниматься церковно-миссионерской деятельностью.
В конце концов, он написал: «Мне стыдно, что у меня такое жесткое сердце, что я не почитал своего учителя так, как этот народ почитает своего вождя».
Первым из западных ученых, серьёзно написавших о Шамбале, был венгерский исследователь Чома де Кереши. В 1819 году он отправился из Венгрии с рюкзаком за плечами искать родину предков своего народа, считая, что она должна быть где-то в Центральной Азии. После долгого пешего путешествия через Ближний Восток в Индию он достиг Тибета и провёл остаток жизни, изучая тибетский язык и литературу. Хотя он так и не нашёл прародину венгров, но обнаружил тексты о Калачакре и Шамбале и пришёл к заключению, что это знаменитое царство находится к северу от Сыр-Дарьи, протекающей в Средней Азии.
Почти через столетие двое других ученых, Бертольд Лауфер и Альберт Грюнведель, опубликовали переводы на немецкий двух тибетских путеводителей в Шамбалу. Они и работы Чомы де Кереши пробудили на Западе некоторый интерес к этому царству, главным образом, в узком кругу востоковедов.
Внимание широкой аудитории Шамбала привлекла благодаря учению теософов.
Во второй половине XIX века русская женщина Е.П.Блаватская основала Теософское общество, всемирное духовное движение, которое впервые широко познакомило Запад с Восточной философией и религиями, особенно с буддизмом.
Она заявляла, что получает телепатические и письменные послания от Великих Духовных Учителей планеты, живущих где-то в Гималаях или за Гималаями.
Многие из Её последователей верили, что Высший из этих Учителей, Господь Мира, находится в Шамбале, в невидимом огненном оазисе в пустыне Гоби. Согласно их взглядам Шамбала является духовным Центром планеты Земля и первоначальным источником тайных доктрин Космической Теософии.
Среди множества важных фигур, получивших знание Космической Теософии, был русский художник Николай Рерих, величайший Мыслитель и общественный деятель.
Исследуя тибетскую мифологию, Рерих проявил большой интерес к Шамбале и возглавил научную экспедицию через Центральную Азию, чтобы отыскать следы скрытого царства. Шамбала была для него главным символом, соединявшим пророчества и цели поиска всех религиозных традиций.
Многие из его поэтичных статей по этому предмету, включая книгу «Шамбала», также могли подсказать Хилтону его идею о Шангри-Ла.
Во всяком случае, огромный интерес Рериха к восточной философии, вдохновил Его на создание Пакта Рериха, документа, который обязывал земные нации уважать и сохранять культурные и научные ценности. На музеях, соборах и других памятниках культуры должен был помещаться особый символ, с тем, чтобы во время войны их не бомбили и не разрушали. На церемонии в Белом Доме в присутствии Франклина Делано Рузвельта Пакт подписали представители двадцати одной страны; его поддержали также многие другие мировые лидеры и видные фигуры, такие как Альберт Эйнштейн.
Связь между Шамбалой и Пактом Рериха видна из следующей речи, прочитанной на Третьем Международном Съезде Знамени Мира Рериха (1933):
«Восток сказал, что, когда Знамя Шамбалы окружит весь мир, тогда поистине последует Новая Заря. Заимствовав эту легенду из Азии, давайте решим, что Знамя Мира охватит весь мир, неся слово Света и предваряя Новое Утро человеческого братства».
В Пророчествах о Шамбале, кстати, что условия жизни во внешнем мире будут становиться все хуже и хуже. Люди отвернутся от истинной Религии и от духовной Истины, станут жестокими и будут стремиться к власти ради власти.
Нечестность, хитрость и жадность будут преобладать, и по Земле распространится идеология грубого вульгарного материализма. Сокрушив всех своих противников, варвары-материалисты начнут бороться между собой, пока не появится злой царь, который страхом объединит их и подчинит своей злобной власти весь мир.
Когда этот тиран решит, что покорять больше нечего, рассеется туман, чтобы открыть снежные горы Гималаев. Разъярённый открытием, что он ещё оказывается не правит всем миром, то он нападёт на Шамбалу с огромной армией, вооружённой всеми видами страшного оружия. Тогда тридцать второй владыка Шамбалы направит против него множество бойцов Света. И в великой битве злой царь варваров и его армия будут разбиты.
Когда битва будет окончена, Правление Космической Шамбалы, Великой Иерархии Света, распространится на весь остальной мир и «век совершенства наступит снова, лучше, чем когда-либо прежде».
Еда будет расти, не требуя труда. Не будет ни бедности, ни болезней. Люди будут жить долго.
К жизни вернутся великие Святые и Мудрецы прошлого, чтобы учить народы истинной Мудрости, и многие достигнут просветления с помощью практики Калачакры.
Многие люди сделают огромный прогресс в духовном развитии.
Весь мир станет продолжением чистой земли Шамбалы.
Поскольку Золотой век пока ещё не наступил, то считается, что единственным способом познать его является путешествие в Шамбалу и найти его там.
Для этой цели в Тибете было написано множество путеводителей, но их указания загадочны, и последовать им трудно. Описываемое в них путешествие проходит по стране, наполненной курьёзным смешением реалистичных и фантастических черт,— путешественник то попадает в горы, населённые богами и демонами; то при помощи магических сил пересекает обширные пустыни и перелетает реку, вода которой превращает человека в камень. И всё же несколько ориентиров на этом пути, похоже, соответствуют таким реальным местам, как Кашмир и река Тарим, протекающая в Западном Китае. В дополнение ко всему путешественник должен совершить причудливые ритуалы, практиковать странные виды медитации и вынести сверхчеловеческие трудности. Всё это заставляет гадать:
…то ли путешествие в Шамбалу чистая фантазия?
…то ли в нём есть какая-то реальность?
Восточный мистический взгляд на мир в корне отличается от западного научного взгляда. Один лама однажды как-то заметил:
«Знаете, это просто позор, что американские космонавты потратили столько времени и денег, чтобы, попав на Луну, обнаружить там только камни вроде тех, которые можно увидеть и здесь. Но они ни разу не увидели того, что там было в действительности — т.е. лунных существ».
Когда в тридцатых годах экспедиция альпинистов поднялась на один священный пик Индии, на вершине которого, согласно верованиям, находился золотой храм, и сказали одному из индийских святых, что никакого храма они там не видели, он ответил им, улыбнувшись:
«Вы, вероятно, просто не хотели его увидеть».
Старинная тибетская легенда рассказывает о молодом человеке, который отправился на поиски Шамбалы. Преодолев множество гор, он вошёл в пещеру старого отшельника, который спросил его:
– Куда ты идёшь через эти снежные пустыни?
– Я стремлюсь найти Шамбалу»,— отвечал юноша.
– Тогда тебе не нужно идти так далеко,— сказал отшельник. — Царство Шамбалы в твоём собственном сердце.
Силы Света Земли и Солнечной системы говорят:
«… Каждодневные касания Наши приносят обновление сознания и дают поток новых мыслей. Без этого был бы застой. Эволюцию двигает Иерархия Света.
Периоды застоя сознания обуславливаются отрывом от этой Лестницы Света.
Эти касания (к Свету) не распространяются на каких-то особых избранных, но на всех, кто способен воспринимать искры Света. И поэты, и музыканты, и художники, и писатели, и все, в ком огни сердца освещают их земные труды, все получают от Света Иерархии то, что могут они воспринять. Из Башни протянуты Руки и льются Лучи, устремлённые к каждому сердцу, способному воспринять хотя бы искорку Света.
Свет Высший для всех, кто хочет Его». (ГАЙ, т.2, §303. (М.А.И.).
«… Мир плотный прибежища духу не даст, ибо нет в нём ничего, на что можно было бы опереться. Временны и другие миры, хотя пребывание в них может быть много длительнее, чем в мире земном. И только Мир Огненный постоянен. Сам по себе земной мир, то есть планета, живёт многие сотни миллионов лет, но жизнь в теле физическом, жизнь человека, коротка очень, и очень переменчивы условия каждого существования, и очень отличны они от предыдущего, ибо карта мира меняется достаточно быстро.
Даже одно столетие уже изменяет её. Люди пытались среди этих постоянно меняющихся форм создать нечто незыблемое, прочное и постоянное, но в этом не преуспели. И только лишь Наша Твердыня стоит неизменно и прочно, переживая века.
Поэтому даже в мире земном человечество имеет Оплот нерушимости, прочности и постоянства. Меняется лик Земли, перекраиваются карта государств и границы народов, возникают новые города, сменяются правительства, и меняются формы жизни, но Твердыня стоит, нерушимо и прочно, в далёких горах, возвышаясь над миром явлений земных, идущих друг другу на смену.
Сознавать, что даже на этой Земле, среди неустойчивости и непрочности жизни, существует Оплот и Твердыня для духа,– значит понять, что вневременность Огненного Мира имеет своё выражение и на Земле, как бы возвышаясь над берегом плоти, над миром Астральным и Тонким.
Мир Огненный в ней утверждён, в Твердыне Планетного Братства, связанного огненными нитями связи с Планетными Братьями Дальних Миров нашей Солнечной Системы и выше.
Твердыня Света есть место встречи всех Миров, которым открыта Она.
Сознание Владык (СВЕТА) также открыто всем Мирам, независимо от того, в теле Они физическом или вне тела. Объединение видимого и невидимых Миров в сознании человека – цель его эволюции. Это ступень Архата, орбита которой расширяется всё более и более по мере его продвижения кверху.
Из Твердыни на Землю устремляются Лучи Света. И каждое сознание по этим Лучам может устремиться к Твердыне и в Ней обрести опору и прибежище духу.
Так, в мире земном людям дан в плотных формах прообраз Нерушимости Огненной, Оплот и опора для духа в его устремлении в Беспредельность.
(Космическая) Твердыня (Света) является символом вечности среди проходимости быстротекущих явлений человеческой жизни земной. (ГАЙ, т.3, §2).
…«Когда есть под ногами опора, можно стоять. Опорою духа в мире, где переменчиво всё и движется всё постоянно, будучи ввергнуто в поток жизни, может служить лишь Иерархия Света.
Над вечным Пространством царят Духи – Служители Света.
Устремляя сознание в сферу беспредельных возможностей Духа и опираясь на Тех, Кто на страже стоит, на вечном дозоре над миром, можно идти узкой тропою, ведущей в (беспредельную) Жизнь.
Широка Беспредельность, но узка тропа, по которой входят в неё.
Живыми мертвецами Называем тех, кто не знает ее, ибо, не зная о вечности и отрицая бессмертие духа, люди обрекают себя конечности протяженности той сферы, которою ограничивают свою жизнь.
Каждый определяет размеры сферы своего существования в Пространстве мыслью своею. И то, чем связывает он возможности проявления сознания своего на земле, то и ограничит жизнь его духа в пространстве. Потому Указую, шире широкого сейте, не ставя мысли своей ни преград, ни ограничений ни в чём. Ведёт человека мысль.
Сущность её ещё понимается мало, убого и односторонне. Могучий фактор пространства сводится к физиологическим функциям мозга и связывается с ним.
И сознание также прикрепляется к мозгу и не мыслится от него отдельно, наделённым возможностями независимого существования. Конечно, для проявления и функционирования в определённых слоях пространства сознание нуждается в проводнике, оболочке или теле, но зачем же ограничивать возможность духа только физическим телом? Скоро наука поставит человечество перед фактами в неплотной деятельности сознания и проявления его в тонком теле и область незримого физическому глазу мира сделает доступной и зримой при помощи аппаратов.
Но Наша цель – вооружить человека без всяких аппаратов. К чему аппаратура, когда все аппараты заключены в нём самом? Но не скоро она дойдёт до воспроизведения и дублирования функций некоторых центров, как дошла, например, она до фотоаппарата или телефона, скопировав структуру глаза и уха, но до многого всё же дойдёт.
Только подумать, сколько чудесного заключено в человеке, например, центры и функции их. И сколько времени нужно утончённой и напряжённой работы, чтобы пробудить к жизни хотя бы один. Простым отрицанием можно убить и потушить огонь центра в самый момент его зарождения, если его не признать.
Сколько зарождавшихся высших способностей у детей было убито их невежественными родителями. Ребёнок доверчиво говорит матери о том, что он видит и слышит, но получает в ответ: "Это тебе кажется, это фантазия, этому не верю".
И даже ведут ребёнка к такому же невежественному врачу, который заливает бромом прозрения Духа. Но скоро наука заставит поверить несомненному. И снова запылают костры инквизиции, изменившей лик свой и облекшейся в новые одеяния, и снова начнётся борьба мысли свободной с мракобесием тёмного невежества.
Но наука всё-таки победит, ибо перед её натиском отступят мракобесы, будучи задавлены обилием фактов. Их же оружием будут побиты они.
Сфера Материи расширена будет, и незримый для физического глаза мир окажется столь же материальным, сколь и мир плотный, и подчинённым тем же неизменным Космическим Законам, как и каждое явление во Вселенной.
Пока же следует помнить, что всё заключено в человеке, который является в своём потенциале альфой и омегой мироздания. ГАЙ, т.2, §123. (Июль 17).
…«Считаю не лишним напомнить о доме твоём, доме Духа. Это реальная форма, построенная в Надземном, в которой пребывает дух, когда (находится) Там.
Кто-то Там бродит по подземельям Тонкого Мира, кто-то живёт в подобиях жилища земного, кто-то в домах, схожих с теми, в которых он жил на Земле, то есть, в астральных формах земных домов, а кто-то – в доме Духа, созданном им самим на плане духовном для пребывания, когда он вне тела. Кельей знания можно назвать его.
Наша Твердыня имеет основания в трёх Мирах (равно как и каждый Ашрам). Но дом Духа, у имеющих его, основания плотного на Земле не имеет.
Можно иметь дом Духа в Пространстве, вблизи Надземной Твердыни, и не только для тех, кто может приблизиться к Ней в теле плотном.
В теле тонком допущенных больше. Дойти в плотном трудно. Но и в том и другом без особого очищения и подготовки – нельзя. Очищение имеет особое значение для надземного пребывания. Если на Земле в теле неочищенный дух может быть там, где хочет, то в Мире Надземном – лишь по Слоям.
В воде тела разного удельного веса находятся либо на дне, либо на поверхности, либо где-то в середине, ближе ко дну или к верху, или во взвешенном состоянии.
Так и тонкое тело, когда оно свободно от физического, может подняться на ту или иную высоту в Мире Надземном в зависимости от своей плотности или степени своей разрежённости и утончения. Поэтому всё зависит от того, тяжёлым или разрежённым веществом, тяжёлыми или разрежёнными газами, тяжёлой или разреженной и утонченной материей наполнено тонкое тело.
Очищение имеет значение и для плотного, и для тонкого существования; для последнего больше, чем для первого, ибо на Земле очиститься ещё можно, но там много труднее. Наросты и язвы духа уносятся с духом и в сферы его надземного существования. Вопрос очищения сознания срочен, в какой бы оболочке ни находился дух, только разрежение его легче всего осуществляется на Земле, пока ещё дух находится в физическом теле.
Погоня за призрачными утехами жизни, в какой бы форме они ни проявлялись, несостоятельна тем, что потворство этим стремлениям наносит на ауре глиф, который при повторности превращается в язву, из просто пятна – в нарост духа.
Освободиться от него, когда сброшено тело, трудно потому, что в Мире Тонком всё напрягается, обостряется и усиливается.
Мысли прельщения, допущенные на Земле, превращаются Там в яркие, живые, влекущие образы, осуществлённые во всех деталях и входящие в ярое сочетание с сознанием своего породителя, независимо уже от того, хочет он этого в тот момент или нет. Если хотел и стремился к тому на Земле, там это желание становится условием, осуществляющим сочетание с объектами своих желаний и вожделений, равно как и с объектами всех своих устремлений, какого порядка ни были бы они.
Потому очищение устремлений от земных пережитков является настоятельно необходимым. Жизнь в Мире Надземном есть жизнь осуществления всех человеческих желаний, вожделений и устремлений, до самых духовных и высочайших.
Лёгкость и пластичность материи Тонкого Мира позволяет создавать из неё образы любого порядка и любой плотности или разрежённости, в зависимости от грубости или утончённости мышления их создателя. Но привычки земного мышления, принятого, утвержденного и укоренившегося на Земле, будут теми рамками, которыми будет ограничено надземное мышление духа (человека).
Тот, кто постоянно на Земле пребывал в мыслительном свинарнике, будет в нём пребывать и там, ибо для свиньи – свинарник. Словом, мысленные построения, привычные человеку на Земле, будут сопровождать его в жизни Надземной.
То, что построил он мыслью своей себе здесь, будет жилищем сознания его там.
Когда говорится о доме духа, имеется в виду построение мыслью ментальных образований уже не земного, но духовного порядка, каждый элемент которого создан светящейся мыслью, очищенной от тяжких плотных частиц земных устремлений, земных вожделений, связанных с телом земным и телесною сферой.
Там начинать очищение трудно. Продолжить там можно, если оно начато здесь, и продолжить там легче, чем начинать вновь, но даже продолжение это во много раз более трудно, чем процесс очищения, начатый и законченный на Земле в теле плотном.
Некоторые любители земных ощущений полагают, что очищение можно отложить до того времени и начать его после освобождения от тела, но эти любители заблуждаются очень жестоко, ибо там начинать уже поздно.
Взывание духов о тягости в Мире Надземном указывает на то, насколько нелёгок, тяжек и безысходен груз земных пережитков. Именно эта безысходность подавляет ужасно. Потому лучше, лучше, лучше начинать и заканчивать здесь.
В каждом обычном сознании столько сора и хлама, что сознаний свободных среди обывателей нет. Тем более, недопустим этот сор в сознании тех, кто прикоснулся к Учению Жизни и знает о необходимости изживания духовных наростов.
Называем духовными их потому, что они не на теле. Тело может быть очень здоровым и даже красивым, но язвы могут быть на том, кто этим телом владеет и в нём обитает. Невидимы язвы телесному глазу, но на ауре каждая ясно видна.
Говоря об очищении, Советую нечто очень нужное, настоятельное и срочно необходимое, ибо в нечистых одеждах не войти в сферы Света. (ГАЙ, т.2, §56. (Янв. 20).
Силы Света предупреждают:
Е.И.Рерих, Матерь Агни Йоги, в своих Письмах писала, что приход в ауру планеты новых космических энергий отразится на всех сферах жизни общества:
«...Хочу напомнить вам о совершенной неотложности осознать наступление Нового Века. Огненные энергии в страшном напряжении устремлены к Земле, и, неосознанные и неприменённые, они будут вызывать и уже вызывают разрушительные землетрясения и другие космические пертурбации, также как и революции, войны и новые эпидемии.
Мы находимся у самого преддверия Нового века, Новой расы, и потому наше время может быть приравнено к последним временам Атлантиды, в существовании которой наука (Пятой Расы) начинает всё более и более убеждаться». (28.08.31)
В «Гранях Агни Йоги» о сути предстоящих природных перемен говорится:
«... Огонь сожжёт негодные вместилища. В безумии тех, кто идёт против Нового Мира, можно видеть уже воздействие мощи пространственных огненных волн на организмы, не могущие ассимилировать их гармонично и потому отвечающие яро явлением противоположных Свету начал.
Суд планетный уже происходит. Только этого ещё не понимают.
Но придётся понять, ибо воздействия волн будут усиливаться, возрождая сознания и поднимая их к жизни, если смогут вместить, или уничтожая в процессе самопожирания вследствие ими же порожденных безумий.
Суд страшен последний. Никто не уйдёт, не свершив суд над собою. Неотвратимость суда – в самоосуждении или самооправдании отвергших или принявших Свет, то есть (отвергших или принявших) требования Эволюции.
Как уклониться, когда дышат воздухом все, а воздух насыщен Огнём?
А Огни, войдя в организм, становятся либо огнём творящим, либо огнём поядающим или сжигающим негодное вместилище.
Признаков много наступивших времён, только видеть их не желают...». (ГАЙ, т. 6, §219.)
Сейчас так много и сложно говорят о том, какие катаклизмы ждут нас в будущем, как и что надо предпринять для предотвращения неминуемой гибели нашей планеты, и забывают о самых простых и самых действенных мерах для её сохранения — о бережном отношении к Природе.
Силами СВЕТА сказано:
«Правильно повторять о болезни планеты.
Правильно понять пустыню как позор человечества.
Правильно обратить мышление к Природе.
Правильно направить мышление к труду сотрудничества с Природою.
Правильно признать, что ограбление природы есть расточение сокровищ народа.
Правильно о Природе порадоваться как о пристанище от огненных эпидемий.
Кто не мыслит о Природе, тот не знает приюта духа». (§530 «Мир Огненный» (Агни Йога)
Спустя много лет уже через Бориса Николаевича Абрамова («Грани Агни Йоги»), ученика Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих, вновь неоднократно напоминается человечеству об истинных причинах окончания жизни планеты Земля.
А люди, по-прежнему, мечутся в неведении, словно слепые и глухие. Видимо, действительно, необходимо раз за разом доносить эту ценную и, как всё гениальное, простую информацию до как можно большего количества людей.
«…Дорогие Друзья!
Конечно, Вы уже знаете, насколько внимательно и бережно следует относиться к … Указаниям (Свыше) и стремиться к возможно точному исполнению их.
Космические Сроки не так легко понимать, ибо они связаны с событиями на земном плане и зависят от соборной человеческой воли, которая может накренить чашу Весов Судьбы нашей планеты в сторону рушения.
Катастрофа и переустройство мировое - неизбежны. Но они могут быть задержаны или ускорены и даже явиться на значительном ослаблении и сокращении пределов пространства сужденного (к уничтожению) .
Так, самая страшная катастрофа могла произойти в (19)49-ом году, но до сих пор удавалось отодвигать её... Но (есть) срок … предельный, и вопрос лишь в том - сумеет ли наше человечество одуматься и сдержать свои недостойные инстинкты и тем уменьшить размеры грозного бедствия? Имеются уже данные на то, что сознание народов продвинулось в сторону мира и понимания нелепости войны и значения рушения Культуры из-за уничтожения носителей её.
Культура страшно упала во всех странах и продолжает быстро катиться под гору.
В сильно поредевших культурных и интеллигентных слоях населения раздаётся один вопль - "Спасите Культуру!"
Многие дисциплины науки, с таким трудом поддерживаемые в тяжкие годы войн и смут народных, вымирают окончательно за отсутствием интереса к ним среди огрубевшего населения. Но сколько времени и страстных усилий придётся затратить, чтобы хотя отчасти восстановить их! Но многое уже утрачено и – безвозвратно!..
Человечество не может превратиться в роботов цивилизации. (Тогда) оно не просуществует и нескольких столетий. Высшие центры жизни замолкнут и явятся на отмирании лучших способностей к прогрессу нашего внутреннего существа.
Должно осознать, что без корней и основ ничто стоять не может, потому Основы Культуры, Гуманизма должны быть охраняемы в первую очередь в каждой стране, которая хочет жить и процветать. Итак, судьбы многих стран, а, может быть, и существование всей планеты - в руках самого Человечества.
Неужели настолько обезумели, что не осознаём грозного момента, вставшего перед нами в виде многих предупреждений и атмосферных колебаний?
Стихии, приведённые в действие атмосферными (стихийными) колебаниями, могут уничтожить целые цветущие материки. Правда, они же могут поднять со дна океанов новые земли с новыми возможностями, но сколько незаменимого уйдёт безвозвратно!
Будем осторожны с вызыванием колебаний и прорывов в атмосфере, окружающей нашу Землю … защитною сетью от многих пространственных случайностей и неожиданных посетителей в виде гигантских болидов или конгломератов ядовитейших газов, которые могут отравить всё живущее.
Знаем ли мы, сколько таких ярых неожиданностей было и ещё будет отодвинуто Нашими Охранителями? Но не следует ли и Нам оказать Им посильную помощь в этой самоотверженной работе?
Пора бы человечеству нашему осознать ту Гигантскую Дозорную и Охранную Работу, которая проводится неусыпно и неукоснительно Нашими Великими Охранителями!
Уже на протяжении столетий Они бьют в Набат и предупреждают о грозящих нам бедствиях, если наше сознание не просветится в смысле обще-человечности и неотложности проведения кооперации народов вместо насаждения растления и ничем не оправдываемой вражды и захвата власти. Всякие порабощения и завоевания во всех областях жизни должны кануть в Лету. Кооперация, сознательный труд и добросовестное отношение во всем и ко всему должны лечь в основу Нового Строительства.
Также хотелось бы пояснить … почему Предупреждения приходят настолько заранее катастрофы. Но Предупреждения, явленные накануне, только усиливают панику.
Сознание людей должно привыкнуть к вибрации настороженности и начать собирать все Указания (Свыше), которые помогут им встретить идущее несчастье уже не врасплох, но с некоторым пониманием положения и условий.
Деятели земные видят большею частью мираж очевидности, но Великие Хранители усматривают гниение старых основ (планетарной жизни) и появление новых ростков в иных местах.
(Надо всем) … интересоваться и знакомиться с правильными данными и сведениями, но не с предвзятыми суждениями и с осведомлениями, навязанными (тёмными властями) в целях особой пропаганды. Но все эти осведомления настолько грубо сфабрикованы, что даже базарные обыватели разбираются в такой пропаганде и требуют настоящих сведений. Удивительно, насколько сознание масс просветилось и знает уже многие "сказки", преподносимые тёмными силами под разными соусами.
Страна, заботящаяся о народе, о его благе, об улучшении его быта и просвещения, заслуживает уважения, и должно признать, что в этом отношении Страна, несмотря на страшные трудности и войны, ей навязанные, преуспела изумительно.
Пусть все понаблюдают, как процвели все, кто сохранил хотя бы намеки на дружественность, кто удержался от всеразъедающей вражды!
Неужели люди настолько слепы, что не видят, куда катится Колесо Необходимости?
Страна Лучшая (т.е. Россия) под Щитом Света.
Щит Света Нерушим!» (Письма Е.И.Рерих.12.X.52)
В «Гранях Агни Йоги» также Сказано Силами СВЕТА, что планета и человечество, населяющее её, есть одно неразрывное целое.
Одухотворение и утончение той материи, из которой состоит планета, в значительной мере зависит от психо-духовного состояния людей.
Планету можно улучшить, планету можно ухудшить и довести до такой потери равновесия, что она окончит своё существование взрывом.
Последнее касается только Земли, где тёмные силы задерживают её эволюцию и нарушают космическое равновесие её энергий.
Любая планета – это Космический дом человечества. Например, много миллионов лет потребовалось на то, чтобы каждая живая форма приспособилась к условиям жизни на Земле и могла эволюционировать. Особенно это относится к человеку.
Если бы Земля закончила своё существование взрывом, то человечество оказалось бы в Космосе без пристанища, и сколько времени потребовалось бы вновь, чтобы люди смогли пройти снова этот длительный процесс адаптации.
Земной организм, то есть тело Земли, резко реагирует на воздействие тех энергий, которые порождаются человеческими организмами.
Даже на физическое тело яро действует мысль, вызывая заболевание или, наоборот, укрепляя здоровье. Но действие коллективной мысли всего человечества на тело планеты мощно необычайно.
Бури, наводнения, ураганы, землетрясения и прочие бедствия — есть результат воздействия соответствующей потере равновесия в мыслях людей.
Когда утвердится мир на Земле и мир и равновесие в человеческом сердце, все эти симптомы болезненного состояния планеты исчезнут. Сад свой земной может украсить человек; пустыни — этот позор человечества — озеленить; истощённые силы планеты восстановить и создать на Земле совершенно иные условия жизни.
Особенно болезненно отражается на здоровье Земли уничтожение животного и растительного мира: диких животных и птиц и уничтожение лесов.
Именно уничтожение девственных лесов неполезно, ибо нарушается гармоническое сочетание энергий растительного мира.
Искусственно посаженный парк и естественная поросль леса различны по своей психической природе и созвучию энергетической тональности.
Также губительно хищническое расхищение земных недр. Металлы в их естественном состоянии служат проводниками планетных токов, и, нарушая их, люди вносят дисгармонию и в порядок этих явлений.
Скоро будут открыты неиссякаемые источники получения космических энергий, и расхищение планетных богатств будет до некоторой степени приостановлено.
Вторая опасность — это нагнетение пространства вокруг Земли, или её ауры, различными видами уже известных людям энергий. Пространство буквально раздирается ими, но больше всего неуравновешенностью человеческих мыслей.
Человек — породитель мощных энергий, силы свои устремляет более на разрушение, чем на созидание, и пожинает плоды того, что посеял.
Планету можно лечить только любовью ко всему и ко всем, и тогда энергия духа будет творящей и созидающей и приводящей в гармонию тело планеты.
Ответственность за Землю лежит на человеке, и надо её осознать, иначе дом свой земной в порядок не привести, и жизни на Земле не устроить.
Чудовищное невежество и безответственность порождают ряд чудовищных следствий. Тяжко мятётся дух человеческий в удушающих следствиях своих собственных деяний и будет метаться, пока не поймёт, что сам породил он всё то, что его окружает.
Сам породил, сам искупает и сам может творить иные условия жизни». (т.2, §369 (М.А.Й.)
В Агни Йоге миру впервые было дано научно обоснованное пророчество-предупреждение о неизбежности возникновения новых опасных заболеваний, причиной которых станет воздействие на живые организмы новой пространственной энергетики.
Так, в книге «Мир Огненный» сказано:
«Легочная чума, при особых формах, является очень показательным огненным поветрием. Не однажды она посещала Землю, подготовляя сознание к возможности бедствия. Виды странного кашля, о котором вы слышали, тоже близки этому заболеванию. Повсеместно он является как на детях, так и на взрослых и даже на животных. Но люди не желают признать эту подготовительную форму ужасного бедствия. Они поверхностно будут относить ее к самым различным заболеваниям, лишь бы не подумать о чём-то необычном». («Мир Огненный», ч.1, §58)
В описании «легочной чумы» легко можно узнать атипичную пневмонию, эпидемия которой, как предупреждали ученые, обязательно повторится, причем, возможно, в новых, еще более сложных формах из-за неограниченной способности вируса этой болезни к мутации.
С течением времени воздействие новой пространственной энергетики на здоровье людей будет все более усиливаться. Единственным средством сохранения здоровья в напряженной новыми энергиями атмосфере планеты станет очищение сознания людей от негативной мысле-энергетики и развитие их психической энергии, являющейся главным творческим потенциалом человека, способным к тому же противостоять любым неблагоприятным природным факторам.
В книге «Сердце Азии» Н.К.Рерих писал:
«Кто-то недомыслящий полагает: "Деды жили без познания Огня и спокойно сошли в могилу. Какое мне дело до Огня?"
Преступность возрастает; жестокость и свирепость увеличиваются.
Необходимо заглянуть в корень таких позорных явлений.
Не могло человечество без причин стать хуже. Но кроме причин космических, и в самом человечестве имеется основание быть потрясенным.
Нельзя бесконечно отрицать психическую энергию. В силу нагнетения космического и психическая энергия человечества усиливает давление. Она не только не признается, но даже попирается, вызывая болезни физические и психические.
Давно установлено, что преступность есть болезнь психическая.
Также и садизм, и жестокость, и свирепость остаются следствиями той же психической эпидемии». («Аум», 513.)
Согласно Живой Этике смены крупных космических циклов, сопровождающиеся глобальными природными катаклизмами, в человеческом сообществе выражаются также сменой Рас, или эволюционных типов человечества.
В Живой Этике существует Учение о космической эволюции человечества, движущейся по определённым ступеням, на каждой из которых человечеству предназначено развитие тех или иных духовно-психических и интеллектуальных качеств и способностей. В соответствии с этим Учением, время смены космических эпох, или, говоря языком религий, Апокалипсиса, является также и временем смены прежней, Пятой человеческой Расы Новой, более совершенной в духовном отношении – Шестой Расой.
О временах крупных космо-планетарных перемен, предстоящих человечеству, Е.И.Рерих писала:
«Время, переживаемое нашим земным человечеством, есть время перехода от одной эволюции, в которой развивался интеллект, к эволюции духовности, когда дух начнёт преобладать над интеллектом, и этот переход совершается на смене рас.
Так, Шестая Раса начинает вступать в свои права. И, как Вы знаете, каждая смена расы сопровождается космическими катаклизмами. Такое очищение необходимо, чтобы молодая раса могла развиваться. Космические катаклизмы происходят в силу наклона земной оси. Сейчас учёные очень определённо отмечают этот уклон, который все продолжается и грозит катастрофами.
Именно, Шестая Раса должна начать Новую Эру, и тягостен этот период подготовления. Но не следует думать, что Шестая Раса нарождается в одной какой-либо стране или национальности, она распространена широко.
Конечно, всегда есть главное ядро её, и ко времени катастрофы, именно, принадлежащие к Шестой Расе будут собраны в безопасные места.
Великое огненное очищение приближается.
Потому так важно очищать свое мышление и сердце и стараться ассимилировать пространственные огни». (Из письма Е. И. Рерих от 23.06.34.)
Литература:
1. «Агни Йога о героях и подвиге». Киев, «Excelsior», 2001.
2. «Агни Йога. Справочник», А.И. Рыженко, Н.Г. Толмачев, в 3-х т,“Торсинг”, Харьков, 2002;
3. «Введение в Агни Йогу», Новосибирск, 1997.
4. «Великий Йог Тибета Миларепа». Самара, 1994.
5. «Гpани Агни Йоги», в 18-ти т., Новосибирск, ППК “Полиграфист“.
6. «Гермес Трисмегист», Киев «Ирис», Москва «Алетейа», 1998.
7. «Древний Восток». С-Пб., «Терция», 1994.
8. «Индийская философия» С.Радхакришнан, в 2-х т. М., «Миф», 1993.
9. «Кибалион (Изумрудная скрижаль Гермеса)», изд-во Ассоц. Дух. Единения «Золотой век», М., 1993.
10. «Космические легенды Востока». Днепропетровск, «Полиграфист», 1997.
11. «Криптограммы Востока», Рига, «Угунс», 1992.
12. «Неведомое Учение Христа; или некоторые мысли о церк. Христианстве». М., МЦР.1995.
13. «Непрерывное восхождение», в 2-х т. М. МЦР, 2001.
14. «Огненное преображение жизни на Земле» (обзор науч.материалов). Сб.№ 1+2. К., 2005.
15. «Основы миропонимания Новой Эпохи», А.И.Клизовский, Минск, «Мога Н – Вида Н», 1995.
16. «Письма Махатм». Самара, «Агни», 1998.
17. «Письма Учителей Мудрости». М. МЦР, «Мастер Банк», 1997.
18. «Подвижники». Самара, 1994.
19. «Посланник Утренней Звезды Христос…», Л.П.Дмитриева, в 7-ми т., Кишинев, «Видья», 1998.
20. «Поучения Шри Рамакришны». СПБ ОВК, 1995.
21. «Свет на пути», М. «Сфера», 1997.
22. «Спираль познания», в 2-х т., М. «Прогресс» «Сиринъ» «Традиция», 1992-96.
23. «Теогенезис». М. «Дельфис», 2002.
24. «Тибетская книга мертвых». М. «Фаир - Пресс», 1998.
25. «Учение Живой Этики» в 3-х томах, С-Пб., «Просвещение», 1993.
26. «Учение Махатм». М. «Сфера», 1998.
27. «Учение Храма» в 2-х т., Минск, «Лотаць», 2001.
28. Аблеев С. «Человек в философии Живой Этики: новые подходы к вопросу космоэволюции». Тула: ТВАИУ-95. 1995.
29. Блаватская Е.П. «Тайная Доктрина», в 2-х т., Индия, Адьяр, Теософ. изд-во, 1991…. «Гималайские братья». М. «Сфера», 4/1998….«Голос безмолвия». Избран. статьи, М. «Новый Акрополь», 1993….«Загадочные племена на голубых горах». 1994…..«Из пещер и дебрей Индостана». 1998….. «Наука жизни». М. «Сфера», 6/1999…..«Новый Панарион». М. «МК Полиграф», 1994…..«Новый цикл». М. «Сфера», 9/2001…..«Ночные видения», (мягк.). М. РТО. 2001…..«Письма А.П.Синнету». М. «Сфера», 1997…..«Теософский словарь». М. «Сфера», 1994…..«Терра инкогнита», М. «Сфера», 2/1997…..«Черная магия в науке». Магнитогорск «Амрита – Урал», 1996…..«Что есть истина?». М. «Сфера», 7/1999…..«Махатмы. Легенды и реальность», Сборник, М. «Сфера», 2001…..«Тайная доктрина» в 3-х т., Лондон, 1897
30. Гиндилис Л.М. «Проблема сверхнауч. Знания». «Новая Эпоха», М., 2/1999.
31. Говард Мэрфию. «Елена Блаватская». Челябинск, «Урал ЛТД», 1999.
32. Дмитриев А.Н., "Огненное пересоздание климата Земли", Новосибирск, 1998.
33. Дмитриева Л.П., «Тайная Доктрина» Елены Блаватской в некоторых…» в 3-х т., Магнитогорск, «Амрита», 1992.
34. Долгин Ю.И. «Научные предвидения Е.П. Блаватской». Вестник Теософии,
35. Макс Гендель «Мистерии розенкрейцеров», М., «Литан», 1999.
36. Мэри Нэф. «Личные мемуары Е.П.Блаватской». М. «Сфера», 1993.
37. Олькотт Г.С. «Практическая философия». М., «Сфера», 2002.
38. Рерих Е.И., «Письма», в 2-х томах. Минск, ПРАМЕБ, 1992….«Путями Духа», М., «Сфера», 1999….."У порога Нового Мира". - М.: Изд. МЦР, Мастер-банк, 2000…..«Письма в Америку», в 3-х т., М., «Сфера», 1996.
39. Рерих Н. «Держава Света. Священный Дозор», Рига, «Виеда», 1992.
40. Рерих Н. «Знамя Мира». М., МЦР, 1995.
41. Рерих Н. Листы дневника», 3т., М. МЦР, 1996.
42. Синнет А.П., «Эзотерический буддизм. Учение Будды», М. «Золотой век», 1995г.